пятница, 28 августа 2015 г.

Габриэль Метсю, Женщина, селедка, кошка... А зачем здесь цветы?


«Простолюдинка делится едой с кошкой. В 17 веке не было ничего необычного в таком завтраке – селедка с хлебом (допускалось и пиво!). Из-за старения пигмента зеленые стебли цветов в вазе превратились в голубые.» (Текст, сопровождающий картину на сайте музея)

Нидерландский художник Габриэль Метсю (1629-1667) был весьма разносторонним – он писал портреты, жанровые сценки, натюрморты, исторические полотна. Значительное место в его творчестве занимают изображения молодых женщин. Об этом можно думать что угодно, но один из его современников писал, что у Метсю была безупречная репутация (правда, это было написано с изрядной долей иронии)


Габриэль Метсю, Женщина за едой, известная как «Кошачий завтрак», 1661, 33х27 см, Государственный музей, Амстердам, Нидерланды

Миловидная женщина сидит во дворе. У нее на коленях – тарелка с рыбой, в левой руке – кусок хлеба. Она, видимо, только начала есть, рыбина почти целая, но потроха из нее уже вынуты. Кошка стоит на задних лапах в ожидании кормежки. Сценка явно забавляет женщину, она как бы поддразнивает попрошайку.


Габриэль Метсю, Женщина за едой, фрагмент «Головка»

Казалось бы, обычное явление: кошки всегда приходят к столу, всегда получают что-то желаемое. Но в картине есть какие-то несочетаемые вещи. Понятно, что если надо обозначить место  – двор, нужен или забор, или вид за забором, или что-то еще. Художник выбрал, надо понимать, то, что ему самому нравилось: водяной насос, водоразборную колонку. Хорошо виден рычаг, приводящий в движение поршень, еще несколько железок, которыми насос приводится в действие.


Габриэль Метсю, Женщина за едой, фрагмент «Водяной насос»

И тут зрителя ждет сюрприз: пожалуй, впервые в живописи появляется кран! Одновременно это означает, что внутри кладки есть сосуд для воды – тазик, бочонок или что-то еще (вполне вероятно, что этот тазик или бочонок одновременно служит отстойником).


Габриэль Метсю, Женщина за едой, фрагмент «Водопроводный кран»

Продвинемся правее: петух с кровоточащей шеей лежит на доске, которая покоится на бочонке. Доска необычная: она состоит из двух половинок, скрепленных кольцом. Зачем, почему? Может быть, это орудие умерщвления птицы? Известно, что курица с отрубленной головой может долго бегать, и довольно хлопотно вернуть ее на место. Может быть, голову еще живой курицы зажимали между двух половинок, чтобы лишить ее возможности податься в бега? Видимо, кровь стекала в таз, который проблескивает под доской. Если все предположения  верны, то перед нами технология обработки птицы!


Габриэль Метсю, Женщина за едой, фрагмент «Зарезанный петух»

Присутствие битой птицы – композиционный прием, обозначающий профессию женщины. Она – не уборщица, не горничная, она – кухарка.

Продвинемся еще правее: столик, ваза, цветы. Что бы это значило? Цветы не первой свежести – один бутон уже отвалился. Кто принес? Почему они стоят во дворе уже не первый день (хотя не больше недели)? Намек на то, что скоро будут свежие? А может быть, она вынесла их, чтобы сменить воду? Может быть, это хозяйские цветы? Последнее предположение надо отвергнуть из-за скромности букета. Скорее всего, их принес ухажер, который придет с визитом через пару дней и принесет свежие.


Габриэль Метсю, Женщина за едой, фрагмент «Букет»

И пара слов о доме и его хозяевах. Дом небедный, хотя и не роскошный – кухарка чистенько одета, колодец – по последнему слову техники. У хозяина хороший вкус – у девушки очень симпатичное лицо.


Развитие событий можно представить таким: кухарка получила заказ на блюдо из курицы. Ей принесли из курятника петуха, она взяла орудие казни, зарезала бедолагу и ждет, пока стекут остатки крови. А чтобы не терять время зря, она вынесла букет цветов, сменила воду. Потом вернулась, вынесла себе завтрак, к которому присоединился и котик.  Вот тут ее и застал художник!

Комментариев нет:

Отправить комментарий