пятница, 28 августа 2015 г.
Габриэль Метсю, Женщина, селедка, кошка... А зачем здесь цветы?
«Простолюдинка делится едой с кошкой. В 17 веке не было ничего
необычного в таком завтраке – селедка с хлебом (допускалось и пиво!). Из-за
старения пигмента зеленые стебли цветов в вазе превратились в голубые.» (Текст,
сопровождающий картину на сайте музея)
Нидерландский
художник Габриэль Метсю (1629-1667) был весьма разносторонним – он писал
портреты, жанровые сценки, натюрморты, исторические полотна. Значительное место
в его творчестве занимают изображения молодых женщин. Об этом можно думать что
угодно, но один из его современников писал, что у Метсю была безупречная
репутация (правда, это было написано с изрядной долей иронии)
Габриэль Метсю, Женщина за едой,
известная как «Кошачий завтрак», 1661, 33х27 см, Государственный музей,
Амстердам, Нидерланды
Миловидная
женщина сидит во дворе. У нее на коленях – тарелка с рыбой, в левой руке –
кусок хлеба. Она, видимо, только начала есть, рыбина почти целая, но потроха из
нее уже вынуты. Кошка стоит на задних лапах в ожидании кормежки. Сценка явно
забавляет женщину, она как бы поддразнивает попрошайку.
Габриэль Метсю, Женщина за едой, фрагмент «Головка»
Казалось бы, обычное
явление: кошки всегда приходят к столу, всегда получают что-то желаемое. Но в
картине есть какие-то несочетаемые вещи. Понятно, что если надо обозначить
место – двор, нужен или забор, или вид
за забором, или что-то еще. Художник выбрал, надо понимать, то, что ему самому
нравилось: водяной насос, водоразборную колонку. Хорошо виден рычаг, приводящий
в движение поршень, еще несколько железок, которыми насос приводится в
действие.
Габриэль Метсю, Женщина за едой, фрагмент «Водяной насос»
И тут зрителя ждет сюрприз:
пожалуй, впервые в живописи появляется кран! Одновременно это означает, что
внутри кладки есть сосуд для воды – тазик, бочонок или что-то еще (вполне
вероятно, что этот тазик или бочонок одновременно служит отстойником).
Габриэль Метсю, Женщина за едой, фрагмент «Водопроводный кран»
Продвинемся правее: петух с
кровоточащей шеей лежит на доске, которая покоится на бочонке. Доска необычная:
она состоит из двух половинок, скрепленных кольцом. Зачем, почему? Может быть,
это орудие умерщвления птицы? Известно, что курица с отрубленной головой может долго
бегать, и довольно хлопотно вернуть ее на место. Может быть, голову еще живой
курицы зажимали между двух половинок, чтобы лишить ее возможности податься в
бега? Видимо, кровь стекала в таз, который проблескивает под доской. Если все
предположения верны, то перед нами
технология обработки птицы!
Габриэль Метсю, Женщина за едой, фрагмент «Зарезанный петух»
Присутствие битой птицы –
композиционный прием, обозначающий профессию женщины. Она – не уборщица, не
горничная, она – кухарка.
Продвинемся еще правее:
столик, ваза, цветы. Что бы это значило? Цветы не первой свежести – один бутон
уже отвалился. Кто принес? Почему они стоят во дворе уже не первый день (хотя
не больше недели)? Намек на то, что скоро будут свежие? А может быть, она
вынесла их, чтобы сменить воду? Может быть, это хозяйские цветы? Последнее
предположение надо отвергнуть из-за скромности букета. Скорее всего, их принес
ухажер, который придет с визитом через пару дней и принесет свежие.
Габриэль Метсю, Женщина за едой, фрагмент «Букет»
И пара слов о доме и его
хозяевах. Дом небедный, хотя и не роскошный – кухарка чистенько одета, колодец
– по последнему слову техники. У хозяина хороший вкус – у девушки очень
симпатичное лицо.
Развитие событий можно
представить таким: кухарка получила заказ на блюдо из курицы. Ей принесли из
курятника петуха, она взяла орудие казни, зарезала бедолагу и ждет, пока стекут
остатки крови. А чтобы не терять время зря, она вынесла букет цветов, сменила
воду. Потом вернулась, вынесла себе завтрак, к которому присоединился и котик. Вот тут ее и застал художник!
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий