четверг, 21 мая 2015 г.

Нежный, ласковый... Или бесстыдно эротичный?


Фрагонар, Жан Оноре Jean-Honoré Fragonard 5 апреля 1732, Грасс — 22 августа 1806, Париж)  - живописец и гравер.  Учился  у Шардена, у Буше. Получил в качестве премии от правительства Франции поездку в Рим. Член Французской академии художеств с 1765 года. Известно, что он написал 550 картин.

Автопортрет французского художника Фрагонара


Жан Оноре Фрагонар « Автопортрет», 1760, Musée Fragonard, Grasse, Франция

Хорошо он писал, ярко, красиво. Над его картинами как бы не надо задумываться. Казалось бы. А что на самом деле?

Возьмем для начала самую невинную картинку под названием «Счастливые случайности качания на качелях». Молодой человек лежит на земле. Перед ним – девушка на качелях, которая запустила свою туфельку в воздух.

На картине - девушка на качелях, юноша - перед ней на земле

Жан Оноре Фрагонар «Счастливые случайности качания на качелях», 1767, 81х64 см, Wallace Collection, Лондон, Англия

Качели раскачивает садовник, стоящий позади качелей (о его профессии говорят грабли, которые лежат перед ним).

На заднем плане виден человек, раскачивающий качели

Жан Оноре Фрагонар «Счастливые случайности качания на качелях», фрагмент "Садовник"

Над кавалером – статуя Амура, который приложил палец ко рту. Он как бы подает сигнал молчания. На постаменте – сцена вакханалии.

Стоящий на постаменте Амур поднес к устам рот, призывая хранить молчание

Жан Оноре Фрагонар «Счастливые случайности качания на качелях», фрагмент "Кавалер и Амур"

Почему молодой человек оказался в такой позе?  Почему девушка запустила туфель в воздух?  Почему у садовника на лице ироническая улыбка? Ему такое видеть не впервой? Наконец, почему Амур приложил палец к губам? Кому он подает знак молчания? Где состоялась эта встреча – у него в саду или у нее? И последнее: что же увидел молодой человек?

Вариант ответов.

Молодой человек упал в кусты. Он стоял перед качелями, они его толкнули, чего он не ожидал. Поэтому он оказался в такой позе.

Туфель оказался в воздухе, потому что девушка решила раскачаться и сделала для этого резкое движение ногой.

Садовник такое видел неоднократно. Видимо, юноша пришел к девушке в гости, они пошли развлекаться на качели, где садовник в это время занимался своими делами. Когда они пришли, она попросила его  раскачать, поэтому он бросил свой инструмент.

Амур тоже такое видел не первый раз – и все с разными молодыми людьми. Поэтому о любви не может быть и речи, поэтому он закрыл себе рот пальцем.

Что же мог увидеть юноша, изрядно взволнованный открывшейся ему картинкой? Здесь назревает очередной вопрос: а у женщин в те времена были трусики или нет? Я склоняюсь к мысли, что именно в этот момент их не было. Поэтому юноша совершенно обалдел.
В чем и состоит счастливая случайность.

Еще одна картина, наводящая на размышления: «Любовная победа».

Женщина с письмом в руке сидит возле забора, через который перелезает юноша

Жан Фрагонар «Достижения любви. Свидание», 317.5  х 243.8 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк, США

Здесь разыгрывается драма: она получила его письмо, пришла в назначенное место, он лезет через забор, но им кто-то мешает – они оба настороженно смотрят в одну сторону, а она жестом показывает ему: «Будь осторожен!»

Письмо в руке женщины

Жан Фрагонар, «Достижения любви. Свидание», фрагмент «Письмо»

Казалось бы, ну что тут особенного: он уговорил, она согласилась. Но почему он лезет через ограду?  Ему что, запретили появляться в доме из-за репутации? Или он слишком беден для дамы сердца? Или она замужем?

А что с его стороны – есть что-то серьезное, или это очередное приключение? Кажется, ответ на этот вопрос дает статуя Венеры: она отобрала у Амура колчан со стрелами, а его самого бросила на землю (он еще не успе приземлиться, летит).

Венера оскорблена, она в гневе отбирает у Амура колчан со стрелами и сталкивает его с пьедестала

Жан Фрагонар, «Достижения любви. Свидание», фрагмент «Венера и Амур»

Или вот еще такая, казалось бы, невинная картинка. Девочка играет с собачкой – ну что тут такого?

Девушка играет с собачкой

Фрагонар, «Девочка с собачкой», 89 × 70 см, Старая пинакотека, Мюнхен, Германия

Но если присмотреться, то все это выглядит, мягко говоря, странно. Странно потому, что на девочке нет трусиков.

Собачка на коленях у  девочки, а где хвост собачки?

Фрагонар, «Девочка с собачкой», фрагмент 

Ну и озорник этот художник!

Вот тебе и радостный воспеватель любви! Ай да Фрагонар! Как отмечают критики, он писал полотна «беззастенчиво эротического содержания». Лучше не скажешь.


1 комментарий: