среда, 24 декабря 2014 г.

Питер де Хох. A Woman Nursing an Infant with a Child and a Dog


«Дельфтские годы были самыми продуктивными в жизни де Хоха. Картины того периода демонстрируют сдержанную гармонию композиции и цвета, обстановку уютного домашнего интерьера» (из текста, сопровождающего картину на сайте музея).

Как пишут искусствоведы, практически во всех жанровых картинах «малых голландцев» есть намеки воспитательного характера. Картина де Хоха «Женщина, кормящая младенца, ребенок и собака», не является исключением.


A Woman Nursing an Infant with a Child and a Dog (Женщина с грудным младенцем и ребенок с собакой), 68х56 см, Fine Arts Museums, Сан-Франциско, США

На улице прохладно: растоплен и пылает камин, на персонажах (исключая собаку) – много одежды. Свет вливается в большую высокую комнату. Справа от окна в темной рамке висит зеркало, под окном – плоский шкаф, на нем стоит узкогорлый кувшин и лежит серо-зеленая  тряпка.

Справа от камина – клетка с птицей и решетка для гриля. На каминной полке –  большие блюда (может быть, из серебра), шар оранжевого цвета, скорее всего - апельсин. Камин выложен дельфтскими изразцами с изображением каких-то человечков, на пилястрах – изразцы фигурные,  с мифологическими персонажами и невнятными сюжетами.


Женщина с грудным младенцем и ребенок с собакой, фрагмент «Клетка, посуда, решетка для гриля»

Возле камина на точеном стульчике сидит девочка лет пяти-шести, у нее на коленях миска, из которой торчит ложка. К ее трапезе присоединилась довольно крупная собака (похожа на борзую), лакает из миски. Девочка (возможно, сама того не подозревая) повторяет действия мамы: кормит. Только что не ребенка.


Женщина с грудным младенцем и ребенок с собакой, фрагмент «Девочка кормит собаку»

Девочка что-то говорит маме, а мама поглощена младенцем. Мама улыбается младшенькому, который сосет сквозь сон.


Женщина с грудным младенцем и ребенок с собакой, фрагмент «Кормящая мать»

На собаке ошейник с каким-то жетоном. Можно предположить, что эта гончая участвует в охоте, и что хозяин – егерь. Вероятно, и решетка для гриля – как знак профессии хозяина.
Высоко над огнем подвешен казан: что-то подогревается, наверное, готовят воду варить мясо, которое вот-вот должен принести с охоты отец семейства. Непонятно, почему борзая осталась дома – может быть, заболела. А может быть, это просто старый пес, который уже ни на что не годен, разве что есть из хозяйской миски да служить забавой ребенку.

Что же воспитательного в этой картине? Первый момент: гуманисты и моралисты того времени считали, что общая трапеза  является (после церкви) идеальным местом для воспитания детей.

Второй момент: присутствие собаки, лакающей из миски. Здесь прослеживается связь с легендой о Ликурге, правителе Спарты и авторе так называемых «Законов Ликурга».  Чем же знаменит Ликург, какой пример он дал практически всем последующим поколениям, включая современное? Ликург говорил, что воспитание способно подавить природные инстинкты. Он взял двух щенков от одного помета и воспитал их по-разному. Одного он отдал учиться охотиться, а второму позволялось ничем не заниматься и есть, что называется, до отвала.

Когда щенки выросли, Ликург принес их на одно из собраний спартанцев. Он положил рядом миску с едой и кролика. Затем выпустил собак. Лентяй сразу бросился к миске, а охотник начал преследовать кролика. Таким образом Ликург продемонстрировал силу воспитания в формировании поведения, независимо от заложенных природой инстинктов.

На картине де Хоха мама кормит младенца, девочка кормит собаку...



















Комментариев нет:

Отправить комментарий