четверг, 18 декабря 2014 г.
Питер де Хох. Возле бочки. Чем недоволен дед?
«Питер де Хох работал в Дельфте
в течение нескольких лет одновременно с Яном Вермеером. Оба художника пытались как можно убедительнее
передать освещение и изобразить пространство.
Здесь де Хох
«расширяет» пространство двумя просветами (свет падает через дверные проемы и окна): один в подвале, другой в
прихожей. Он изобразил дневной свет самым простым приемом: чисто белой краской. Таким
образом, он создал полную иллюзию
внутреннего пространства.» (Сопроводительный текст на
сайте музея)
Женщина с девочкой у кладовой, 65х60 см, 1660,
Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды
Действие происходит внутри дома. Слева –
открытая кладовка, справа - дверь в прихожую. Окно распахнуто, на улице тепло,
но судя по одежде персонажей – не жарко. Солнце неяркое, может быть, закрыто
облаками или легким туманом. В кладовке видно низкое маленькое оконце, слева
внизу, возле полотница двери видно пивную (или винную) бочку с краном, под
который подставлена посуда. Полы выложены цветной квадратной плиткой, узор
незатейливый, но для кажого помещения свой колер и рисунок укладки. На
панельках, выложенных на переходе от пола к стенам, изображены какие-то сценки.
Рассмотреть и расшифровать, что это за сценки, не удается, слишком мелко все
написано.
В прихожей под окном - деревянный помост, на
котором стоит стул. На стуле лежат какие-то тряпочные вещи, скорее всего, это
подушка и плед. Очевидно, что помост предохраняет ноги сидящего на стуле
человека от охлаждения и предназначен для длительного сидения возле света, у
окна. Обычное занятие домашней хозяйки – вышивка, вязание или отделка белья
(скатертей, простыней, салфеток). А заодно можно понаблюдать за тем, что
творится на улице.
В доме совершенно нет предметов, создающих
ощущение уюта, все выглядит казенно: голые стены, голые полы. Исключение -
портрет мужчины над помостом. Мужчина – явно не простолюдин: аккуратно оформленные усы, борода. И воротник с
претензией: еще не мельничный жернов, но что-то подобное. Судя по лысине, ему
давно за сорок. Кто он хозяйке дома? Отец? Муж? Брат?
Женщина (по одежде судя – служанка) протягивает
девочке кувшин. А где хозяйка?
Женщина
с девочкой у кладовой, фрагмент «Бочка с вином»
Сценка передает настроение обеих: женщина с
улыбкой наблюдает за ребенком, а
ребенок, видимо, взялся донести кувшин в комнату с гостями (или во двор,
где они сидят).
Женщина
с девочкой у кладовой, фрагмент «Чепчик и прическа»
Женщина
с девочкой у кладовой, фрагмент «Дверь и окно»
Женщина
с девочкой у кладовой, фрагмент «Фигурки на панельках»
Рыжеволосая девочка одета с претензиями: на
ней затейливо украшенный чепчик, на платьи – ряды декоративных пуговиц, на
пояске – голубенькие цветочки. Под платьем – белая рубашка. Платье неяркое, серовато-голубоватое,
до полу. Оно пышное, видимо, под ним есть несколько нижних юбок.
Женщина
с девочкой у кладовой, фрагмент «Чепчик девочки»
Женщина
с девочкой у кладовой, фрагмент «Платье девочки»
Женщина
с девочкой у кладовой, фрагмент «Отделка платья девочки»
На женщине «многоцветный» наряд неярких тонов:
коричневая блузка, под которую надета белая рубашка, серые нарукавники, черный
фартук и длинная синеватая юбка.
Женщина
с девочкой у кладовой, фрагмент «Платье женщины»
Женщина
с девочкой у кладовой, фрагмент «Портрет»
Нотка недовольства – в портрете на стене. Он
нахмурен, даже грозен. Что ему портит настроение? Поведение дочери (или вдовы),
которая собирается веселиться в компании неизвестного происхождения? Приобщение
к такому образу жизни внучки (дочери)? То, что он уже никак не может повлиять
на происходящее?
Но его уже не замечают. Сейчас девочка унесет
кувшин пирующим. Жизнь продолжается...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий