четверг, 11 декабря 2014 г.

Питер де Хох. Мать кормит младенца. Что тут особенного?


«Картины художника, который работал и в Дельфте, и в Амстердаме, постоянно показывают его интерес к изображению ограниченного пространства. Де Хоох принадлежал к течению, которое позднее получило название «Дельфтская школа»». (Из текста, сопровождающего картину на сайте музея)


Питер де Хох, Женщина, ребенок и служанка, 76х64 см, 1663, музей истории искусства, Вена, Австрия

Место действия – богатейшие покои. Огромная высота потолков, портьеры во всю стену, богато отделанный камин, альков на втором плане, большая картина над каминной полкой. Сама полка украшена какой-то эмблемой (чуть ли не гербом). Достаток ощущается и в одежде кормящей мамы, и в убранстве колыбели – расцвеченные блестящие ткани, красивая отделка платья и покрывала.

И на девочке платье непростое, с бантиками на плечах, с затейливым пояском, на котором сзади приделаны какие-то висюльки.


Питер де Хох, Женщина, ребенок и служанка, фрагмент «Одежда девочки»

В камине ярко пылают торфяные брикеты, над огнем висит приличных размеров котел. Рядом с огнем – нечто вроде вешалки, на которой сушится юбка (возможно, уписанная младенцем). Очень может быть, что это – юбка служанки, которую она недавно сменила.


Питер де Хох, Женщина, ребенок и служанка, фрагмент «Камин»

Женщина с ребенком на руках (она кормит его грудью) сидит у камина.  Что она варит – неизвестно. Можно предположить, что будет вариться рыба – служанка с ведром готова идти и получает последние наставления.


Питер де Хох, Женщина, ребенок и служанка, фрагмент «Служанка»

Рынок, видимо, недалеко. Может быть, что за дверью уже ждет рыбак со своей добычей. Второй ребенок (девочка 4-5 лет) тянет служанку за руку, торопя ее скорее отправиться в путь.
Слева – дверь в прихожую, дальше видна открытая голландская дверь, ведущая на улицу, точнее, на канал. За каналом – еще дома. На берегу канала стоят беседующие граждане города Дельфта, на балконе – еще одна гражданка, которая смотрит на беседующих и вообще на всех.


Питер де Хох, Женщина, ребенок и служанка, фрагмент «Канал»

Кормящая мама сегодня – обычное явление. Но в те времена, когда де Хох писал свои почти документальные картины, представление о грудном вскармливании было несколько иным. Вот что пишет в своей книге, посвященной картине де Хоха «Женщина готовит мальчику бутерброд» Вэйн Фрэнис (Wayne Franits): «Самая ранняя стадия отношений мать-ребенок, описанная в семейной литературе того времени и представленная голландскими художниками, состоит в том, что женщины кормят грудью своих младенцев. Это выглядит достаточно странно: в те времена детей часто вскармливали кормилицы, а  врачи и моралисты пропагандировали материнской уход из-за его особых физических и психологических преимущества как для матери, так и для ребенка. В те времена считалось, что грудное молоко - это кровь, побелевшая в груди; другими словами, это была та же незаменимая жидкость, которой младенец питается в утробе.»

Картина де Хоха дает понять, что на его полотне изображена молодая мама, которая достаточно обеспечена, чтобы нанять кормилицу, но она знакома с последними книгами* о семейной жизни и воспринимает их как руководство к действию.

Возможно, что современники воспринимали картину не только как собственно картинку, но и как скрытый призыв: даже если у вас есть деньги – кормите детей грудью, чтобы вырастить их здоровыми.

 * Что касается изданных в те времена книг по домоводству, тот же автор выделяет книгу Иакова Кэтса (Jacob Cats) «Брак», впервые опубликованную в 1625 году. Есть несколько моментов, отличющих эту книгу от всех остальных сочинений такого рода: ее тираж составил в конечном счете около 50 000 экземпляров; в ней было 6 глав – каждая по состоянию женщины -«Девичество», «Нежная дружба», «Невеста», «Домохозяйка», «Мать» и «Вдова»; она была написана стихами.



Комментариев нет:

Отправить комментарий