четверг, 11 декабря 2014 г.
Питер де Хох. Мать кормит младенца. Что тут особенного?
«Картины
художника, который работал и в Дельфте, и в Амстердаме, постоянно показывают
его интерес к изображению ограниченного пространства. Де Хоох принадлежал к
течению, которое позднее получило название «Дельфтская школа»». (Из текста,
сопровождающего картину на сайте музея)
Питер де Хох,
Женщина, ребенок и служанка, 76х64 см, 1663, музей истории искусства,
Вена, Австрия
Место действия – богатейшие покои. Огромная высота потолков,
портьеры во всю стену, богато отделанный камин, альков на втором плане, большая
картина над каминной полкой. Сама полка украшена какой-то эмблемой (чуть ли не
гербом). Достаток ощущается и в одежде кормящей мамы, и в убранстве колыбели –
расцвеченные блестящие ткани, красивая отделка платья и покрывала.
И на девочке платье непростое, с бантиками на плечах, с
затейливым пояском, на котором сзади приделаны какие-то висюльки.
Питер де Хох,
Женщина, ребенок и служанка, фрагмент «Одежда девочки»
В камине ярко пылают торфяные брикеты, над огнем висит
приличных размеров котел. Рядом с огнем – нечто вроде вешалки, на которой
сушится юбка (возможно, уписанная младенцем). Очень может быть, что это – юбка
служанки, которую она недавно сменила.
Питер де Хох,
Женщина, ребенок и служанка, фрагмент «Камин»
Женщина с ребенком на руках (она кормит его грудью) сидит у
камина. Что она варит – неизвестно.
Можно предположить, что будет вариться рыба – служанка с ведром готова идти и
получает последние наставления.
Питер де Хох,
Женщина, ребенок и служанка, фрагмент «Служанка»
Рынок, видимо, недалеко. Может быть, что за дверью уже ждет
рыбак со своей добычей. Второй ребенок (девочка 4-5 лет) тянет служанку за
руку, торопя ее скорее отправиться в путь.
Слева – дверь в прихожую, дальше видна открытая голландская
дверь, ведущая на улицу, точнее, на канал. За каналом – еще дома. На берегу
канала стоят беседующие граждане города Дельфта, на балконе – еще одна
гражданка, которая смотрит на беседующих и вообще на всех.
Питер де Хох,
Женщина, ребенок и служанка, фрагмент «Канал»
Кормящая мама сегодня – обычное явление. Но в те времена,
когда де Хох писал свои почти документальные картины, представление о грудном
вскармливании было несколько иным. Вот что пишет в своей книге, посвященной
картине де Хоха «Женщина готовит мальчику бутерброд» Вэйн Фрэнис (Wayne Franits): «Самая ранняя стадия отношений мать-ребенок,
описанная в семейной литературе того времени и представленная голландскими
художниками, состоит в том, что женщины кормят грудью своих младенцев. Это
выглядит достаточно странно: в те времена детей часто вскармливали кормилицы,
а врачи и моралисты пропагандировали
материнской уход из-за его особых физических и психологических преимущества как
для матери, так и для ребенка. В те времена считалось, что грудное молоко - это
кровь, побелевшая в груди; другими словами, это была та же незаменимая
жидкость, которой младенец питается в утробе.»
Картина де Хоха дает понять,
что на его полотне изображена молодая мама, которая достаточно обеспечена,
чтобы нанять кормилицу, но она знакома с последними книгами* о семейной жизни и
воспринимает их как руководство к действию.
Возможно, что современники
воспринимали картину не только как собственно картинку, но и как скрытый призыв:
даже если у вас есть деньги – кормите детей грудью, чтобы вырастить их
здоровыми.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий