четверг, 13 ноября 2014 г.
Питер де Хох. Плата за постой
На этой картинке – обычная история из жизни держателей постоялых
дворов (и не только в XVII веке, во все времена).
Pieter de Hooch, Paying
the Hostess (Плата за постой), 95х111 см, 1670, Метрополитен музей, Нью-Йорк,
США
Солнечное
утро. Постоялый двор где-то недалеко от города (слева на фоне неба видна не то
башня ратуши, не то колокольня). Конюшня с вымощенным большими плитами полом. Слева
на заднем плане виден круп лошади, сноп каких-то зерновых не то пшеницы, не то
ячменя, может быть, и овса. И работник в шляпе берет в руки сноп задать корм
(скорее всего, это слуга постояльца). Лошадь должна быть сытой перед дальней
дорогой.
Плата за постой, фрагмент
«Лошадиный круп и сноп овса»
Из конюшни
- выход в прихожую, которая одновременно
служит и салоном. Правее, в прихожей-салоне видны постояльцы, играющие в карты.
Игра в разгаре. Неужели играли всю ночь и до утра не смогли остановиться?
Плата за постой, фрагмент
«Картержники»
Чуть
ближе к зрителю – семейство: мужчина с трубкой у камина или плиты (источник
тепла – за рамкой картины, видно только ветки для огня), женщина с ребенком на
руках. Они наблюдают за сценой расплаты.
Плата за постой, фрагмент
«Семейство»
Молодая,
приятной наружности и телосложения аккуратно одетая женщина стоит рядом с
франтоватым мужчиной. В руке у нее монета, которую она показывает постояльцу.
Ее жест и лицо явно говорят о том, что монета не соответствует количеству и
качеству оказанных в гостинице услуг: стойло и корм для лошади, пропитание для
господина и его слуги, кровать и белье для этого столь почтенного дворянина. А
постирать, погладить, почистить, подшить, подштопать одежду! Весьма вероятно,
что были и другие какие-то мелочи, достойные немаленькой оплаты.
Плата за постой, фрагмент «Постоялец»
Ах,
какой мужчина! Настоящий командир (хотя по костюму – штатский)! Во всяком
случае, небедный дворянин. Какая шляпа! Какой кафтан! Какие волосы! Какие
усики! Красавчик! Франт! И не хамло какое-нибудь, у него доброе лицо. И вот –
уезжает. Но как платит! Скупердяй! На костюм истратил целое состояние: широкая
кожаная перевязь, золотое шитье, банты, позолоченные пуговицы, франтоватый
поясок! * А новые модные башмаки с
отворотами! И что, не может добавить еще монету? А лучше – две. И не
серебряных, а золотых.
Плата за постой, фрагмент
«Хозяйка и постоялец»
Она так
мила и так невинна (на первый взгляд). Ее лицо – оно как будто сошло с иконы
Святой девы Марии (правда, глазки слегка плутоватые). И такая хрупкая, кажется,
что говорит: «Не обижай маленькую!»
Плата за постой, фрагмент
«Хозяйка»
Он совершенно
непроницаем. Неумолим. Она просит – «просящему – дай!» А вдруг разжалобится и расщедрится:
рука в правом кармане что-то ищет. Найдет или нет? И что он вынет из кармана:
что-нибудь весомое или мелочь?
Семейство
ждет. И хозяйка тоже...
Плата за постой, фрагмент «Кадушка и метла»
Плата за постой, фрагмент «Шляпа постояльца»
Плата за постой, фрагмент
«Хозяйка»
Плата за постой, фрагмент «Обувь постояльца»
Плата за постой, фрагмент «Костюм постояльца»
*Костюм стоит отдельного описания. Кафтан:
приталенный, длина – по колено, застегивается на пуговицы сверху донизу (часть
из них может быть декоративной). Большие обшлага, шитые золотом, красная
подкладка. Вдоль рукавов – золотая строчка от проймы до обшлага. Внизу, почти у
края полы – прорезные карманы с пуговицами. Под кафтаном – белая рубашка с
подвязанными манжетами и нечто вроде юбки с отделкой по низу черными полосками
и висюльками, расположенными приблизительно через 10 см по всей окружности
юбки. Пояс кафтана – шитая золотом ткань с золотыми кистями на концах, завязан
узлом на животе. На шее повязан бант из белого полотна – нечто среднее между
шарфиком и галстуком.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий