пятница, 13 сентября 2019 г.

Жан Беро, "Зал Граффард". Что в нем происходит?




Вместо предисловия. Историки пишут, что в девятнадцатом веке во Франции существовало теоретическое направление, для которого насилие, принуждение, диктатура были инструментами перехода к коммунизму. На "банкете коммунистов" в Бельвиле 1 июля 1840 года - первом открытом собрании коммунистов (около 1200 участников) - была поддержана идея насильственной социальной революции, ведущей к установлению народной диктатуры, цель которой – “реальное и совершенное равенство”. Зал Граффард был известным местом сбора коммунистов.

Картина Жана Беро "Зал Граффард". Большой и высокий зал с балконами по периметру, с обилием люстр. Художник приводит зрителей на собрание социалистов - коммунистов, об этом говорит красный фон - скатерть на столе президиума. (Красный цвет стал символом во время французской революции 1848 года и закрепился за социалистами и коммунистами в 1871 году, во время Парижской коммуны.)

Зал забит до отказа, дым коромыслом. (Как сказал Анатоль Франс, здесь заодно с трубками и коптящими лампами дымятся мозги.) На балконах люди стоят, внизу еще есть места в партере.


Жан Беро, Зал Граффард, 1884, частное собрание 

Публика в восторге от оратора, который и говорит с жаром, и жестикулирует так, что вот-вот его рука улетит куда-нибудь в зал. О чем он говорит? Скорее всего, о том, что в жизни нет справедливости, что нет свободы, равенства, братства, что это никто не принесет на блюдечке с голубой каемочкой, что надо это добывать своими руками (надо понимать, не его руками, а руками слушателей).

Оратор несет речь. Значит, будет принята резолюция. Конечно, это не значит, что слушатели после этого идеологического заряда потекут мощными потоками менять окружающий мир, но в головах уже зреют мысли о несовершенстве существующих порядков, что попраны все идеалы революции: "Свобода", "Равенство", "Братство".


Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент " Оратор" 

Публика неистовствует! Она готова хоть сейчас идти чего-то добиваться! Она поддерживает оратора криками, жестами. На лицах слушателей, похоже, не осталось ничего человеческого, только злость на всё и на всех.


Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент "Слушатели" 

Каким-то образом в ряды затесалась мощная матрона. Скорее всего, она сопровождает кого-то из президиума, поэтому ее посадили в партере (может быть, это муза маленького и лысого человечка?)


Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент "Слушательница" 

Президиум производит странное, если не сказать - комическое впечатление. Малыш с гигантской лысиной и такой же гигантской бородой, рядом с ним совершенно заросший персонаж. Кто они - эти люди, кого они представляют? Рабочих - совершенно непохоже. Интеллигентов - как-то не вяжется их облик с образом интеллигентного человека. Может быть, это анархисты, которые затесались в ряды коммунистов и социалистов?


Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент "Президиум" 

Репортеры на переднем плане стараются запечатлеть все перлы, которые несутся с трибуны. Они улыбаются, предвкушая сенсацию! Это не только удовольствие - слушать фантазии улучшателей мира, это - обязанность донести до своих читателей идеи преобразователей общества, показать им утопичность (или, наоборот, полезность ?) общественного устройства, о котором говорит оратор, допустимость или невозможность применения насилия для достижения счастья трудового народа.


Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент "Репортеры" 

Картина воспринимается как карикатура. Зал Граффард внимает оратору...

Комментариев нет:

Отправить комментарий