пятница, 7 июня 2019 г.

Карл Брюллов. Возможно ли пророчество в портретах?

«Он принялся его рассматривать и оттирать. Обмакнул в воду губку, прошел ею по нем несколько раз, смыл с него почти всю накопившуюся и набившуюся пыль и грязь, повесил перед собой на стену и подивился еще более необыкновенной работе: все лицо почти ожило, и глаза взглянули на него так, что он наконец вздрогнул и, попятившись назад, произнес изумленным голосом: «Глядит, глядит человеческими глазами!»

Н. В. Гоголь, Портрет. 


Портреты Карла Брюллова (1799−1852)… Не знаю, есть ли в русской живописи что-нибудь более прекрасное. А какая цветовая гамма: золото и все оттенки красного! Вероятно, это от Рубенса. Безусловно, в парадных портретах есть изрядная доля помпезности — но это диктует сам жанр. Там, где можно отступить от канона, персонажи К. Брюллова «нисходят на землю» и оказываются в окружении привычных им вещей и в привычной обстановке. 

Академическое письмо, прорисовка деталей. Пожалуй, его манеру можно назвать натуралистической, настолько точно все выписано. И это важно сегодня: есть документальное свидетельство того, как жили его персонажи, как они одевались, что их окружало. 

Портреты работы Карла Брюллова доносят до нас не только внешность, но и черты характера людей, которые позировали ему. Безусловно, полностью проникнуть в душу человека, запечатленного на портрете, невозможно, но что-то просто вырывается из полотна. 

Графиня Самойлова — парадный портрет, внешнее великолепие — и устремленный куда-то вверх взгляд, как бы говорящий о том, что ее не очень волнует происходящее вокруг. 


Карл Брюллов, Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини, 1842,  249 x 176 см, Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Нестор Кукольник, автор очень популярной в свое время «Попутной песни» («И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле»), смотрит с хитринкой. 


Карл Брюллов, Портрет Нестора Кукольника, 1836, 
117 х 81 см, Третьяковская галерея, Москва, Россия



Карл Брюллов, Портрет графа Алексея Перовского, 1835, Русский музей, Санкт-Петербург, Россия


Карл Брюллов, Автопортрет, 1848, 64 х 54 см, Третьяковская галерея, Москва, Россия

Автопортрет притягивает к себе какой-то необыкновенной грустью в глазах, некоторой утомленностью в позе. А рука художника! И в глазах — вопрос: что в будущем? 

Какой бы портрет вы ни рассматривали — вы прежде всего ищете глаза. Ибо «Глаза — зеркало души». И в глазах — душа портрета (вспомните Николая Васильевича Гоголя). Видимо, в глазах можно прочитать то, что написано в Книге жизни. Иначе невозможно объяснить загадку портретов Карла Брюллова. 

Часть портретов написана на красном фоне, часть — с добавлением атрибутов красного цвета, часть — практически без красного. Есть ли какая-то связь между судьбой человека на портрете и тем, как нарисован портрет? Почему портрет человека, жизнь которого обрывается трагически, Карл Брюллов пишет не так, как обычно: он убирает красный цвет или сводит его до минимума? 

Таких портретов несколько: Алексей Константинович Толстой (1836 год), Нестор Кукольник (1836), Василий Алексеевич Перовский (1837 год), Алексей Алексеевич Перовский (1836 год). 

Трое из этих людей умерли внезапно. Алексей Алексеевич Перовский умер в год написания портрета (видимо, на портрете был изображен уже больной человек) от туберкулеза по дороге в Ниццу, на место своего лечения. Нестор Кукольник умер в 1868 году, собираясь в театр. Алексей Константинович Толстой умер в 1875 году от передозировки морфия, который ему был прописан врачом от головной боли. 



Карл Брюллов, Портрет генерала Перовского, 1837, 71 х 58 см, Третьяковская галерея, Москва, Россия


Василий Алексеевич Перовский был достаточно удачливым человеком, но в 1839 году русские части под его командованием отправились в Хивинский поход, который закончился провалом. Как бы прямой связи между благополучностью персонажа и наличием на его портрете красного цвета нет. И обратное: нельзя однозначно сказать, что те люди, на портретах которых много красного, прожили свою жизнь безоблачно. Но какой-то элемент мистики в этом есть. 

Есть еще одна особенность портретов Карла Брюллова: на некоторых присутствуют дети. И здесь есть любопытные детали. На портрете графини Самойловой ее дочь нарисована великолепно: и поза, и выражение лица. А на других дети выглядят, как куклы. Особенно четко это просматривается на портрете Марии Аркадьевны Бек. 


Карл Брюлллов, Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью, 1840, 249х195 см, Третьяковская галерея, Москва, Россия

На других картинах дети выглядят немножко живее, но все равно невозможно избавиться от впечатления, что писал их кто-то другой. Исключение составляют только приемные дочери графини Самойловой. Они жили долго (насколько счастливо — источники об этом не упоминают). А вот про дочерей великой княгини Елены Павловны известно, что из пятерых четверо умерли в детстве. 


Карл Брюллов, Великая княгиня Елена Павловна с дочерью, 1830, 651х465 см, Русский музей, Санкт-Петербург, Россия




Карл Брюллов, Великая княгиня Елена Павловна с дочерью, фрагмент "Дочь"

Может ли быть, что Карл Брюллов обладал даром предвидеть будущее? И что он неосознанно вкладывал в свои картины драматические (а порой и трагические) пророчества? 

Далеко не обо всех людях, изображенных Брюлловым, можно найти более или менее подробную информацию: это все «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Да и кого сегодня волнуют судьбы княжеских детей после разрушительного двадцатого века? 

Поэтому невозможно проследить жизненный путь тех, кого великий художник рисовал в те годы, невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть связь судьбы персонажей с цветовой гаммой их портретов. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий