четверг, 7 июня 2018 г.

Печальные картины Джеймса Тиссо. Почему он их рисовал?




У французского художника Джеймса Тиссо (1836-1902) есть несколько полотен, которые можно назвать траурными: на них очень подробно показаны платья, которые в 1860-1880-х годах носили по случаю ухода из жизни близких людей.

В 1869 году Тиссо выставил в Салоне в Париже картину "Вдова".


Джеймс Тиссо, Вдова, 1869, 68х49 см, частная коллекция

Молодая красивая женщина расположилась со своим семейством в парке. На заднем плане - несколько кипарисов, рядом на пьедестале - статуя какого-то древнего героя.  Возможно, это ее усадьба: чайный столик, стулья, этажерка. Рядом с ней - девочка и старушка.


Джеймс Тиссо, Вдова, фрагмент "Девочка"

На женщинах - траурные одежды. У молодой - длинное черное платье с квадратным вырезом и без рукавов, блузка из прозрачного черного шелка, оборки на плечах, на воротнике и на запястьях. На руках - нечто вроде перчаток без пальцев (похожее на митенки). Из-под подола видна белая, окаймленная кружевами юбка, черные шелковые чулки, черные туфли с квадратными носами и высоким каблуком, украшенные черным бантом. Юбка с высокой талией и длинным шлейфом опоясана широким поясом. Ее рыжеватые волосы заплетены в косички и уложены в корону.



Джеймс Тиссо, Вдова, фрагмент "Платье и шитье"


Джеймс Тиссо, Вдова, фрагмент "Туфли"

Она шьет. Ее лицо говорит о том, что ее мысли далеки от шитья. Мало того, видны ее лодыжки (это было для викторианских мужчин сильнейшим раздражителем). Похоже, что траур скоро закончится (может быть, через месяц-другой). Старушка, которая сидит рядом с ней, тоже носит траур, на ней черная шляпка.

Для девочки эти строгости в одежде уже в прошлом. И у нее мечтательное выражение. Скорее всего, она тоже в ожидании конца траура, когда можно будет пойти куда-нибудь развлечься: в цирк, в зоопарк, покататься на лодке. А может быть, пойти в гости к хорошим знакомым, у которых есть дети - ее друзья и подружки.

Надо полагать, что в некоторой части мысли мамы и дочки совпадают. А для старушки - утрата невосполнима, она будет преследовать ее еще очень долго, может быть, до конца жизни. Видимо, траур по ее сыну.

В 1874 году Джеймс Тиссо пишет картину "Императрица Евгения с принцем империи в парке Кемден, Чизлхерст".


Джеймс Тиссо, Императрица Евгения с принцем империи в парке Кемден, Чизлхерст, 1874, 106х152 см, Компьенский дворец, Компьен, Франция

Императрица изображена в траурной одежде - это был первый год ее траура по мужу, Наполеону III, умершему в 1873 году.


Джеймс Тиссо, Императрица Евгения с принцем империи в парке Кемден, Чизлхерст, фрагмент "Траурное одеяние императрицы"

Платье на императрице несколько проще, чем на картине 1869 года. Этому может быть две причины (как минимум): изменилась мода или у высочайшей особы не было достаточно денег на шикарное платье. Может быть, для императрицы внешний вид не был важен.
1879 год, из-под кисти художника появляется картина "Сирота".


Джеймс Тиссо, Сирота, 1879, 215х109 см, частная коллекция

В этой картине тот же мотив, что и в картине "Вдова" - траур по мужу и отцу. И черная одежда. Здесь она поскромнее: черная высокая шляпка, приталенное платье с волнистой атласной вставкой. Вероятно, и здесь траур подходит к концу: на лифе приколота хризантема.


Джеймс Тиссо, Сирота, фрагмент

Возвращение к трауру. Что его заставляло вновь и вновь писать погруженных в печаль? Может быть, он стремился передать чувства людей, потерявших  своих близких? Может быть, он пытался довести до совершенства изображение "черного на черном" (черный шифон и черные кружева)?  Может быть, все может быть... 

PS Траурные одежды были частью обычаев, они были как бы данью уважения к покойным. Длительность ношения траурных одеяний была тоже мерой почитания умершего: королева Великобритании Виктория после смерти ее супруга принца Альберта носила траур сорок лет (до самой своей смерти в 1901 году).


Пять дочерей королевы Виктории в трауре по принцу Альберту. Март 1862 года. Фото.

 Естественно, траурные одежды надо было заказывать, естественно, что были мастерские и мастера по пошиву траурных платьев и костюмов, естественно, что были какие-то принятые в этих случаях нормы. Само собой разумеется, что с течением времени эти нормы (или мода, как удобнее) менялась. И несомненно, что траурная одежда могла стоить и дорого, и подешевле.
Такую рекламу можно было увидеть в тогдашних газетах:



Реклама викторианской траурной одежды

Объявление гласило: "Траурные одеяния для семьи. Опытные портной и модельер фирмы Джей готовы приехать к вам, где бы вы ни жили в Англии, совершенно бесплатно. Они привезут с собой платья и модели одежды, образцы материалов ценой от одного пенса и выше, по тем же ценам, как если бы вы их покупали на Риджент-стрит. Цены приемлемые для домашних траурных одеяний, очень выгодные для больших и маленьких семей".

Мода на траурные одежды сошла на нет в двадцатых годах двадцатого века.

PS В "Метаморфозах" Овидия: когда толпа разъяренных вакханок растерзала Орфея

"Наяды тогда и дриады оделись в накидки
Темные и по плечам распустили волосы в горе" (книга одиннадцатая, 48-49).


Комментариев нет:

Отправить комментарий