среда, 2 мая 2018 г.
Реальность или аллегория? Мастерская масок.
Замусоренная,
неухоженная комната, скорее, сарай. Стойка для инструмента, шкаф для масок, рабочий
стол, рамка для расчесывания париков. На стене – еще одна маска. В правом углу на полу – жаровня с горящими углями, на ней какой-то горшок.
Павел Сведомский, Мастерская масок, 1894, Третьяковская галерея, Москва, Россия
Кошка на сидушке
как бы наблюдает за происходящим (если верить комментаторам, кошка – символ
разврата и лени. Лень присутствует явно – везде грязно).
Основательно
сморщенный и почти беззубый старик (у него нет коренных зубов, поэтому щеки
провалились), молодая цветущая женщина. Она раскрашивает маску, он режет новую.
Странная для
Сведомского картина, у него нет жанровых сцен. Почему вдруг эта выпала
из сюжетного ряда?
Может быть, это аллегория - художник изобразил самого
себя в недалеком будущем: запустение,
грязь, маски вместо картин? Одна радость - рядом сидит прекрасная женщина. И он
предвкушает свою победу! (Еще бы не торжествовать: он такой
потрепанный, а она – сама свежесть!)
Как связаны
персонажи? Кто она ему? Кто он ей? Учитель? Допустим, что это так. Тогда откуда
она появилась? Это внучка, дочь или
воспитанница (скажем, дочь родственника или друга)? В любом случае, это не просто ученица: женщин
вне семьи не учили такому ремеслу.
Молодая женщина
похожа всех героинь Павла Сведомского. Одна и та же натурщица? Возможно, что у
нее были способности к рисованию (об этом нигде ничего не написано). Возможно,
он пытался ее учить. Может быть, это
обучение не было специальным, а как развлечение? Может быть, для нее это был
шанс продлить общение с мастером? Может быть, мастер был для нее больше, чем учитель? Что
касается самого Павла Сведомского: одно то, что женское лицо переходит из
картины в картину на протяжении многих лет, говорит о многом (не секрет: натурщицы становились
любовницами).
Если между ними есть какая-то связь, то о чем
говорят маски? В шкафу женская маска – портрет героини. Вторая – какой-то
другой мужчина. Может быть, это персонаж из прошлого женщины?
Каким-то ужасом
веет от маски на стене. И маска обращена прямо на героиню, как бы
предупреждает о чем-то неприятном, трагическом. А когда это будет – это
трагическое? Связано ли оно с наставником?
Маска на коленях
героини еще без волос, но парик для нее уже расчесан (на стойке), а на жаровне
стоит горшок с клеем. Еще немного – и маска будет закончена и займет место на
полке. У нашего героя в работе, похоже, трагическая маска.
Лицо женщины какое-то
мечтательное, светится радостью. На лице мужчины - зловещее торжество. Что бы
это значило? Поединок интеллектов? Он
думает, что она уже сдалась, а она – что он в ее власти полностью?
Тип женщины,
пожалуй, цыганский (хотя для цыганки она слишком бледна). Если это так, она по
жизни ни к чему не может относиться серьезно. Тогда почему такая трагичность
маски на стене? Может быть, ей уготована участь Кармен? И в руках мастера –
долото…
И если художник
видит именно так свое будущее, чем вызвано такое видение? Какие события в его
жизни привели его к такому более чем странному изображению? Может быть, это
была проекция его тогдашних связей?
(Если исходить из того, что известно, жизнь Павла Сведомского закончилась без
трагических поворотов; у него остались
наследники, которые в конце прошлого века побывали в России.)
Что бы это все значило? Что всем этим хотел
сказать автор? Может быть, у этой картины есть литературная основа: рассказ,
роман, повесть, баллада, предание? Или это все-таки зарисовка с натуры?
Увы, ответа нам не дождаться: художник от нас далеко, его мысли
ушли вместе с ним, и мы вряд ли до них
докопаемся. А картина - завораживающая, настораживающая, таинственная …
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий