среда, 2 мая 2018 г.

Реальность или аллегория? Мастерская масок.



Замусоренная, неухоженная комната, скорее, сарай. Стойка для инструмента, шкаф для   масок, рабочий стол, рамка для расчесывания париков. На стене – еще одна маска.  В правом углу на полу –  жаровня с горящими углями, на ней какой-то горшок.


Павел Сведомский, Мастерская масок, 1894, Третьяковская галерея, Москва, Россия

Кошка  на  сидушке как бы наблюдает за происходящим (если верить комментаторам, кошка – символ разврата и лени. Лень присутствует явно – везде грязно).

Основательно сморщенный и почти беззубый старик (у него нет коренных зубов, поэтому щеки провалились), молодая цветущая женщина. Она раскрашивает маску,  он режет новую.



Странная для Сведомского картина, у него нет жанровых сцен. Почему вдруг эта   выпала из сюжетного ряда?

Может  быть, это аллегория - художник изобразил самого себя  в недалеком будущем: запустение, грязь, маски вместо картин? Одна радость - рядом сидит прекрасная женщина. И он предвкушает  свою победу!  (Еще бы не торжествовать: он такой потрепанный, а она – сама свежесть!)

Как связаны персонажи? Кто она ему? Кто он ей? Учитель?  Допустим, что это так. Тогда  откуда она появилась? Это  внучка, дочь или воспитанница (скажем, дочь родственника или друга)?  В любом случае, это не просто ученица: женщин вне семьи не учили такому ремеслу.

Молодая женщина похожа всех героинь Павла Сведомского. Одна и та же натурщица? Возможно, что у нее были способности к рисованию (об этом нигде ничего не написано). Возможно, он пытался ее  учить. Может быть, это обучение не было специальным, а как развлечение? Может быть, для нее это был шанс продлить общение с мастером? Может быть,  мастер был для нее больше, чем учитель? Что касается самого Павла Сведомского: одно то, что женское лицо переходит из картины в картину на протяжении многих лет, говорит о многом  (не секрет: натурщицы становились любовницами).

Если  между ними есть какая-то связь, то о чем говорят маски? В шкафу женская маска – портрет героини. Вторая – какой-то другой мужчина. Может быть, это персонаж из прошлого женщины?



Каким-то ужасом веет от маски на стене.  И  маска обращена прямо на героиню, как бы предупреждает о чем-то неприятном, трагическом. А когда это будет – это трагическое? Связано ли оно с наставником?



Маска на коленях героини еще без волос, но парик для нее уже расчесан (на стойке), а на жаровне стоит горшок с клеем. Еще немного – и маска будет закончена и займет место на полке. У нашего героя в работе, похоже, трагическая маска.

Лицо женщины какое-то мечтательное, светится радостью. На лице мужчины - зловещее торжество. Что бы это значило?  Поединок интеллектов? Он думает, что она уже сдалась, а она – что он в ее власти полностью?  

Тип женщины, пожалуй, цыганский (хотя для цыганки она слишком бледна). Если это так, она по жизни ни к чему не может относиться серьезно. Тогда почему такая трагичность маски на стене? Может быть, ей уготована участь Кармен? И в руках мастера – долото…

И если художник видит именно так свое будущее, чем вызвано такое видение? Какие события в его жизни привели его к такому более чем странному изображению? Может быть, это была проекция  его тогдашних связей? (Если исходить из того, что известно, жизнь Павла Сведомского закончилась без трагических поворотов; у него остались наследники, которые в конце прошлого века побывали в России.)

Что  бы это все значило? Что всем этим хотел сказать автор? Может быть, у этой картины есть литературная основа: рассказ, роман, повесть, баллада, предание? Или это все-таки зарисовка с натуры?

Увы, ответа  нам не дождаться: художник от нас далеко, его мысли ушли вместе с ним, и мы вряд ли до них  докопаемся. А картина - завораживающая, настораживающая, таинственная …    




Комментариев нет:

Отправить комментарий