среда, 21 марта 2018 г.
Виллем Кальф, «Роскошный натюрморт с сахарницей Гольбейна». Кто сделал сахарницу?
Виллем Кальф (1619-1693) родился в Роттердаме в богатой
семье – его отец был торговцем мануфактурой и заведовал городской почтой. В
конце 1630-х годов он отправился в Париж, где познакомился с фламандскими
художниками. Его первые картины – «сельские», сценки в амбарах, традиционные
для голландских художников того времени. Написанные им тогда же натюрморты
стали началом серии «банкетных», одновременно с такими же, выполнеными Питером
Клэшом, Виллемом Хеда и другими художниками.
Эти картины получили свое развитие
в виде роскошных полотен с богатейшими красками и дорогими предметами.
Одно из таких созданий так и называется: «Роскошный
натюрморт». На первом плане – часы с крышкой и корпусом из хрусталя и
подвешенным на ленточке ключом, фарфоровая тарелка с персиками, на заднем плане
просвечивает бокал из раковины наутилуса. В центре композиции - богато
украшенная сахарница. И все это лежит на цветном ковре.
Виллем Кальф, Роскошный
натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами,
1678, 63х56 см, Государственная галерея искусств, Копенгаген, Дания
Виллем Кальф, Роскошный
натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами,
фрагмент «Часы с крышкой и корпусом из хрусталя»
Виллем Кальф, Роскошный
натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами,
фрагмент «Фарфоровая тарелка с персиками»
Виллем Кальф, Роскошный
натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами,
фрагмент «Кубок из наутилуса»
Виллем Кальф, Роскошный
натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами,
фрагмент «Сахарница Гольбейна»
Все ли на этой картине «всамделишное»? Однозначно «да» -
персики, тарелка, стол, ковер, нож (выглядывает из-под подноса). А остальные
предметы – существовали и списаны с натуры или их придумал художник? Что
касается часов – нет сомнений, что художник их видел: аналогичные сегодня есть
в коллекции Британского музея (и не только). Кубок из раковины наутилуса – не
редкость в музеях мира, но обнаружить точно такой же – не удалось.
Как бы в тени стоит сахарница, у которой есть собственное
имя – «сахарница Гольбейна». Эта
совершенно необычная вещь, она как бы предназначена для сервировки стола, но в
то же время настолько богато украшена, что поставить ее на чайный стол мог
только обладатель несметных богатств.
Начнем с ее основания. Оно отражается в поверхности
серебряного блюда, как в зеркале. Поставленные один на другой усеченные конусы
украшены жемчужинами, закрепленными лапками, просматриваются красные и розовые
кристаллы (возможно, гранаты и кораллы). «Юбка» под стеклянным сосудом
поблескивает зелеными вкраплениями (либо расцвеченное золото, либо мелкие
изумруды). В самом центре – эмалированная табличка с текстом «Гольбейн».
Виллем Кальф, Роскошный
натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами,
фрагмент «Основание сахарницы»
Виллем Кальф, Роскошный
натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами,
фрагмент «Чаша сахарницы и крышка»
Стеклянная чаша украшена ободком, на котором слева
(видимо, симметрично и справа, зритель не видит) женское лицо в обрамлении
цветов – нечто вроде ручки, чтобы можно было удержать этот предмет. Крышка,
точнее, ее основание, покрыта зернью с вкраплениями мелкого жемчуга. На ней
выделяются рогатые розеточки, и по всему периметру – шесть круглых вставок, по
всей видимости, живописных миниатюр.
Виллем Кальф, Роскошный
натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами,
фрагмент «Навершие крышки»
Венчает это сооружение навершие крышки: стеклянные вставки
перемежаются поясками металла, жемчуг – до самой вершины.
Все это великолепие можно было бы отнести на счет фантазии
художника, если бы не надпись «Гольбейн*». Поиски привели в государственный
музей искусств Дании, в Копенгаген. Вот что написано на сайте этого музея: «Ваза из горного хрусталя, отделанная золотом, с вычурной крышкой,
называемая «вазой Гольбейна», принадлежала Генриху VIII (король Англии) и его
потомкам до 1649 года, а Кальф мог видеть ее в какой-либо из амстердамских
коллекций.**»
Остается
открытым вопрос о надписи. То, что это не автограф Гольбейна – ясно из рисунка
Ганса Гольбейна Младшего.
Ганс Гольбейн Младший, портрет Амброзиуса и Ганса, 10х15 см, 1511,
Государственные музеи Берлина, Германия
Ганс Гольбейн Младший, портрет Амброзиуса и Ганса, фрагмент
«Автограф художника»
Весьма
вероятно, что ювелир вписал в картуш имя художника этой богатой сахарницы – как
знак почтения к мастеру. Может быть, Виллем Кальф, зная об авторстве изделия,
встроил картуш и написал имя Гольбейна как знак преклонения перед талантами
великого художника.
Где сахарница
сегодня – установить не удалось. Важно то, что она существовала в
действительности, что она была сделана по рисунку Гольбейна, что это изделие не
постигла участь многих других остаться без имени автора.
*Ганс Гольбейн
Младший (1497-1543) - один из величайших художников - был портретистом,
миниатюристом, гравером, художником для ювелиров.
** Имя ювелира, сотворившего это произведение, неизвестно.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий