среда, 21 марта 2018 г.

Виллем Кальф, «Роскошный натюрморт с сахарницей Гольбейна». Кто сделал сахарницу?



Виллем Кальф (1619-1693) родился в Роттердаме в богатой семье – его отец был торговцем мануфактурой и заведовал городской почтой. В конце 1630-х годов он отправился в Париж, где познакомился с фламандскими художниками. Его первые картины – «сельские», сценки в амбарах, традиционные для голландских художников того времени. Написанные им тогда же натюрморты стали началом серии «банкетных», одновременно с такими же, выполнеными Питером Клэшом, Виллемом Хеда и другими художниками. 

Эти картины получили свое развитие в виде роскошных полотен с богатейшими красками и дорогими предметами.

Одно из таких созданий так и называется: «Роскошный натюрморт». На первом плане – часы с крышкой и корпусом из хрусталя и подвешенным на ленточке ключом, фарфоровая тарелка с персиками, на заднем плане просвечивает бокал из раковины наутилуса. В центре композиции - богато украшенная сахарница. И все это лежит на цветном ковре.


Виллем Кальф, Роскошный натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами, 1678, 63х56 см, Государственная галерея искусств, Копенгаген, Дания



Виллем Кальф, Роскошный натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами, фрагмент «Часы с крышкой и корпусом из хрусталя»


Виллем Кальф, Роскошный натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами, фрагмент «Фарфоровая тарелка с персиками»


Виллем Кальф, Роскошный натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами, фрагмент «Кубок из наутилуса»


Виллем Кальф, Роскошный натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами, фрагмент «Сахарница Гольбейна»

Все ли на этой картине «всамделишное»? Однозначно «да» - персики, тарелка, стол, ковер, нож (выглядывает из-под подноса). А остальные предметы – существовали и списаны с натуры или их придумал художник? Что касается часов – нет сомнений, что художник их видел: аналогичные сегодня есть в коллекции Британского музея (и не только). Кубок из раковины наутилуса – не редкость в музеях мира, но обнаружить точно такой же – не удалось.

Как бы в тени стоит сахарница, у которой есть собственное имя – «сахарница Гольбейна».  Эта совершенно необычная вещь, она как бы предназначена для сервировки стола, но в то же время настолько богато украшена, что поставить ее на чайный стол мог только обладатель несметных богатств.

Начнем с ее основания. Оно отражается в поверхности серебряного блюда, как в зеркале. Поставленные один на другой усеченные конусы украшены жемчужинами, закрепленными лапками, просматриваются красные и розовые кристаллы (возможно, гранаты и кораллы). «Юбка» под стеклянным сосудом поблескивает зелеными вкраплениями (либо расцвеченное золото, либо мелкие изумруды). В самом центре – эмалированная табличка с текстом «Гольбейн».


Виллем Кальф, Роскошный натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами, фрагмент «Основание сахарницы»


Виллем Кальф, Роскошный натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами, фрагмент «Чаша сахарницы и крышка»

Стеклянная чаша украшена ободком, на котором слева (видимо, симметрично и справа, зритель не видит) женское лицо в обрамлении цветов – нечто вроде ручки, чтобы можно было удержать этот предмет. Крышка, точнее, ее основание, покрыта зернью с вкраплениями мелкого жемчуга. На ней выделяются рогатые розеточки, и по всему периметру – шесть круглых вставок, по всей видимости, живописных миниатюр.


Виллем Кальф, Роскошный натюрморт с сахарницей Гольбейна, кубком из наутилуса и тарелкой с фруктами, фрагмент «Навершие крышки»

Венчает это сооружение навершие крышки: стеклянные вставки перемежаются поясками металла, жемчуг – до самой вершины.

Все это великолепие можно было бы отнести на счет фантазии художника, если бы не надпись «Гольбейн*». Поиски привели в государственный музей искусств Дании, в Копенгаген. Вот что написано на сайте этого музея: «Ваза из горного хрусталя, отделанная золотом, с вычурной крышкой, называемая «вазой Гольбейна», принадлежала Генриху VIII (король Англии) и его потомкам до 1649 года, а Кальф мог видеть ее в какой-либо из амстердамских коллекций.**»
Остается открытым вопрос о надписи. То, что это не автограф Гольбейна – ясно из рисунка Ганса Гольбейна Младшего.


Ганс Гольбейн Младший, портрет Амброзиуса и Ганса, 10х15 см, 1511, Государственные музеи Берлина, Германия


Ганс Гольбейн Младший, портрет Амброзиуса и Ганса, фрагмент «Автограф художника»

Весьма вероятно, что ювелир вписал в картуш имя художника этой богатой сахарницы – как знак почтения к мастеру. Может быть, Виллем Кальф, зная об авторстве изделия, встроил картуш и написал имя Гольбейна как знак преклонения перед талантами великого художника.

Где сахарница сегодня – установить не удалось. Важно то, что она существовала в действительности, что она была сделана по рисунку Гольбейна, что это изделие не постигла участь многих других остаться без имени автора.

*Ганс Гольбейн Младший (1497-1543) - один из величайших художников - был портретистом, миниатюристом, гравером, художником для ювелиров.

** Имя ювелира, сотворившего это произведение, неизвестно.


Комментариев нет:

Отправить комментарий