среда, 5 июля 2017 г.

Базиль де Луз, "Визит к кружевнице". Какие вам кружева, мадам?


Базиль де Луз (1809-1885) родился в Зеле, Бельгия,  учился у своего отца, затем в Антверпене и Париже. С 1835 года житель Брюсселя. Художник следовал традициям старых мастеров: тщательно выписаны все детали интерьеров, одежды, утварь. Его картина "Кружевницы" в мельчайших подробностях показывает зрителю, как плели кружева в XIX столетии.



Базиль де Луз, Визит к кружевнице, 58х80 см,  коллекция Джефа Рейдмэйкера, Бельгия


В мастерскую пришла заказчица. Может быть, это дворянка, может быть - модистка. Она выбирает кружева. Хозяйка ей показывает кружевную тесьму. Дочка заказчицы стоит справа у стола и пытается рассмотреть содержимое картонной коробки на столе - оттуда свисает конец тесьмы.

Слева расположились кружевницы, рядом с ними стоит (видимо) помощница хозяйки мастерской. Работницы разного возраста и роста: стулья разной высоты, рабочие пульты тоже.


Базиль де Луз, Визит к кружевнице, фрагмент

Девушки плетут кружева на коклюшках. Художник не показал зрителю, какие именно кружева, и нет никаких признаков местности, в которой это происходит. Коль скоро художник жил в Брюсселе, то и кружева должны быть брюссельскими.


Брюссельское кружево

Историк искусства Фанни Бёри Полизер (1805-1878) написала обширный труд о кружевном деле - более 500 страниц. Он был издан в Лондоне в 1863 году. И начинается с упоминания о Федерико де Винчиоло - фабриканте шестнадцатого столетия, работавшем при дворе французского короля Генриха II. Он получил монопольное право изготовления кружевных воротников типа "мельничный жернов".
Автор книги приводит фотографии кружев XIII, XIV веков. На фото из книги, изданной в 1588 году, воспроизведен мотив "Пеликан" размером 70х65 ячеек.


Венчиоло, мотив "Пеликан", из книги издания 1588 года



Титульный лист книги Федерика де Винчиоло "Мотивы и новые  узоры", 1606 год, Франция, с разрешения Его Величества Короля


Трудно пересчитать количество видов кружев:  брюссельские, антверпенские, фламандские, валенсьенские, бургундские, лилльские... В каждой европейской стране были свои традиции изготовления кружев, свои мотивы, свои способы отделки готовых изделий.

В 1768 году появилась сетка, сплетенная на машине, в 1809 - изобретена тюль, в 1837 году для изготовления кружев применили изобретение Жаккара.

Появление машинных кружев резко снизило стоимость производства и сделало их доступными для всех слоев общества.

На картине Базиля де Луза, написанной в девятнадцатом веке, зритель видит мастерскую без всяких технических новшеств.



Коклюшки
  
На современном фото видно около 60 коклюшек. Как с ними управляться? Крючком не настолько сложно, но и изделие получается намного проще и грубее.

В своем историческом труде о кружевах Фанни Бёри Полизер не упоминает о вязании крючком: надо полагать, что заказчики даже в далеком средневековьи хотели видеть на себе нечто очень красивое и нежное.

Как сейчас обстоит дело с вязанием коклюшками - сказать трудно. С одной стороны - стремление получить изделие быстро и дешево, с другой - стать обладателем по-настоящему элегантной вещи.

Видимо, есть еще и любители красивого, и вязальщицы, которым интересна не только работа сама по себе, но и приятный результат. В Интернете сегодня есть неисчислимое количество пособий по коклюшкам. Старание освоить этот вид, без преувеличения, искусства, приведет любого к огромному удовольствию от созерцания готового изделия.
А пока что дама на картине выбирает кружево...


Комментариев нет:

Отправить комментарий