среда, 1 марта 2017 г.

Бартоломеус Спрангер, "Юпитер и Антиопа". Как это было?


Бартоломеус Странгер (1546-1611) - фламандский художник, гравер, скульптор, придворный художник императорского двора в Праге. Среди его картин, посвященных мифологическим персонажам, - "Юпитер и Антиопа" (необходимое замечание: в римской версии мифологии Юпитер - эквивалент греческому Зевсу).

Про Юпитера-Зевса достаточно знать, что это был самый - самый верховный бог, жил на Олимпе, довольно часто спускался с него при необходимости согрешить.

Про Антиопу известно, что она славилась среди эллинов (греков) своей красотой (так пишет в "Описании Эллады" древний автор Павсаний). Ее история  трагична: ее похищают с неясной для потомков целью - не то взять в жены, не то сделать наложницей. После смерти похитителя ее выдают врагам, с которыми он воевал. "И когда ее вели в Фивы дорогой на Элевтеры, она тут в пути и родила... Немного в стороне находится небольшая пещера и в ней – источник холодной воды. Есть сказание, что Антиопа, родив детей, положила их в эту пещеру и что пастух, найдя здесь около источника обоих детей, первый омыл их, освободив от пеленок."  (Фивы - в древности был главным городом Беотии, существует до сих пор, его население - около 40 000 человек; Элевтеры - городок с самыми сохранными остатками крепости, построеннай в четвертом веке до н.э.)

Гомер пишет, что якобы Одиссей рассказывал об Антиопе:

"260         После нее Антиопу увидел я, дочерь Асопа.
        Мне хвалилась она, что объятия Зевса познала
        И родила ему двух сыновей, Амфиона и Зефа."

Гомер Одиссея XI, 260

Овидий в Метаморфозах  тоже упоминает об Антиопе. Афина-Паллада вспоминает о соревновании в ткачестве с Арахной - уроженкой Меонии, страны, богатой золотом. Арахна решилась соревноваться с богиней. Афина описывает ее ковер:

        110 Изобразила еще, как, обличьем прикрывшись сатира,
            Парным Юпитер плодом Никтеиды утробу наполнил;

Далее следует список связей Юпитера (здесь - только часть, список намного длиннее:

            Амфитрионом явясь, как тобой овладел он, Алкмена;
            Как он Данаю дождем золотым, Асопиду - огнями,
            Как Деоиду змеей обманул, пастухом - Мнемозину.

(В этом соревновании Арахна превзошла Афину, за что богиня превратила ее в паука, который непрерывно источает из себя нить. От имени Арахны происходит название "арахнофобия" - боязнь пауков. Никтеида - дочь Никтея, Антиопа).

На картине Спрангера сатир в объятиях Антиопы. Как бы обычная любовная сцена, если бы не видовые признаки сатира (очень уж волосатые ноги и копыта)  и фирменный знак Юпитера в нижней части картины (голова орла).


Бартоломеус Спрангер, Юпитер и Антиопа, 1596, 120х89 см, Kunsthistorisches Museum, Вена, Австрия


Бартоломеус Спрангер, Юпитер и Антиопа, фрагмент "Ноги сатира"


Бартоломеус Спрангер, Юпитер и Антиопа, фрагмент "Голова орла"

Антиопа (в версии художника) явно наслаждается происходящим: жесты, мимика. Кажется, она не замечает анатомических странностей своего партнера. Если говорить о голове орла, то ясно, что она его не видит: Юпитер по какой-то причине не захотел открывать ей свое божественное "я".


Бартоломеус Спрангер, Юпитер и Антиопа, фрагмент "Головы любовников"

Художника можно было бы упрекнуть в том, что он без достаточных на то оснований поместил обнаженную Антиопу в какое-то безлюдное место, где и настиг ее Юпитер. Кроме того, радостное состояние Антиопы как-то не вяжется с неожиданным покушением на ее тело.

В его оправдание можно сказать, что ни один древний источник не указывает на обстоятельства этого происшествия. Так что трактовка художника может быть безусловно принята как единственно правильная.

Любовники наслаждаются...





Комментариев нет:

Отправить комментарий