среда, 1 марта 2017 г.
Бартоломеус Спрангер, "Юпитер и Антиопа". Как это было?
Бартоломеус Странгер
(1546-1611) - фламандский художник, гравер, скульптор, придворный художник
императорского двора в Праге. Среди его картин, посвященных мифологическим
персонажам, - "Юпитер и Антиопа" (необходимое замечание: в римской
версии мифологии Юпитер - эквивалент греческому Зевсу).
Про Юпитера-Зевса
достаточно знать, что это был самый - самый верховный бог, жил на Олимпе, довольно
часто спускался с него при необходимости согрешить.
Про Антиопу известно, что
она славилась среди эллинов (греков) своей красотой (так пишет в "Описании
Эллады" древний автор Павсаний). Ее история трагична: ее похищают с неясной для потомков
целью - не то взять в жены, не то сделать наложницей. После смерти похитителя
ее выдают врагам, с которыми он воевал. "И когда ее вели в Фивы дорогой
на Элевтеры, она тут в пути и родила... Немного в стороне находится небольшая пещера и в ней –
источник холодной воды. Есть сказание, что Антиопа, родив детей, положила их в
эту пещеру и что пастух, найдя здесь около источника обоих детей, первый омыл
их, освободив от пеленок." (Фивы - в древности был главным городом
Беотии, существует до сих пор, его население - около 40 000 человек; Элевтеры -
городок с самыми сохранными остатками крепости, построеннай в четвертом веке до
н.э.)
Гомер пишет, что якобы Одиссей рассказывал об Антиопе:
"260 После нее Антиопу увидел я, дочерь Асопа.
Мне хвалилась она, что объятия Зевса
познала
И родила ему двух сыновей, Амфиона и
Зефа."
Гомер Одиссея XI, 260
Овидий в Метаморфозах тоже упоминает об Антиопе. Афина-Паллада
вспоминает о соревновании в ткачестве с Арахной - уроженкой Меонии, страны,
богатой золотом. Арахна решилась соревноваться с богиней. Афина описывает ее
ковер:
110 Изобразила еще, как, обличьем прикрывшись сатира,
Парным Юпитер плодом Никтеиды утробу наполнил;
Далее следует список связей Юпитера (здесь -
только часть, список намного длиннее:
Амфитрионом явясь, как тобой овладел он, Алкмена;
Как он Данаю дождем золотым, Асопиду - огнями,
Как Деоиду змеей обманул, пастухом - Мнемозину.
(В этом соревновании Арахна превзошла Афину,
за что богиня превратила ее в паука, который непрерывно источает из себя нить.
От имени Арахны происходит название "арахнофобия" - боязнь пауков.
Никтеида - дочь Никтея, Антиопа).
На картине Спрангера
сатир в объятиях Антиопы. Как бы обычная любовная сцена, если бы не видовые
признаки сатира (очень уж волосатые ноги и копыта) и фирменный знак Юпитера в нижней части картины
(голова орла).
Бартоломеус Спрангер, Юпитер и Антиопа, 1596, 120х89 см, Kunsthistorisches
Museum, Вена, Австрия
Бартоломеус Спрангер, Юпитер и Антиопа, фрагмент "Ноги сатира"
Бартоломеус Спрангер, Юпитер и Антиопа, фрагмент "Голова орла"
Антиопа (в версии художника) явно наслаждается
происходящим: жесты, мимика. Кажется, она не замечает анатомических странностей
своего партнера. Если говорить о голове орла, то ясно, что она его не видит:
Юпитер по какой-то причине не захотел открывать ей свое божественное
"я".
Бартоломеус Спрангер, Юпитер и Антиопа, фрагмент "Головы
любовников"
Художника можно было бы упрекнуть в том, что
он без достаточных на то оснований поместил обнаженную Антиопу в какое-то
безлюдное место, где и настиг ее Юпитер. Кроме того, радостное состояние
Антиопы как-то не вяжется с неожиданным покушением на ее тело.
В его оправдание можно сказать, что ни один
древний источник не указывает на обстоятельства этого происшествия. Так что
трактовка художника может быть безусловно принята как единственно правильная.
Любовники наслаждаются...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий