четверг, 11 августа 2016 г.

Александр Кабанель, "Пандора". Что за портретом?


 Начнем с того, что известно о Пандоре. Древний автор Павсаний  путешествовал по Греции, видел много интересного, одновременно фиксировал легенды, которые ему с удовольствием рассказывали жители тех мест, где он побывал. Павсаний в числе прочих описывает все достойные внимания места в Афинах. В приведенном ниже отрывке говорится  о Парфеноне ("Храма девы").

На постаменте статуи (речь о статуе Афины - Б.Р.) изображено рождение Пандоры. У Гесиода и у других поэтов говорится, что эта Пандора была первой женщиной; прежде чем появилась Пандора, не было вообще рода женщин.( Павсаний, Описание Эллады, 1, 24,7).

Другой древний автор тоже записал предание о Пандоре:

(2). Девкалион был сыном Прометея. Он царствовал в области Фтии и женился на Пирре, дочери Эпиметея и Пандоры: это была первая женщина, которую вылепили боги. (Псевдоаполлодор, Мифологическая библиотека, 1,7,2)

Итак, Пандора - первая женщина, которую вылепили Гефест и Афина по указаниям Зевса (может быть, он дал им чертежи?). Женщина была создана в наказание человечеству (которое на тот момент состояло из одних мужчин) за использование украденного у богов огня. Почему надо было наказать всех мужчин, хотя огонь у Зевса украл Прометей - совсем непонятно. Но случилось то, что случилось: появилась первая женщина. И ей все боги принесли подарки. И чтобы их сложить, ей дали ларчик, ящичек, ящик, в который поместили все, что принесли.

Что ей подарили? Точно неизвестно, но пишут, что в этом ящике, который надо было держать закрытым, лежали все беды и несчастья человечества. Любопытство Пандоры пересилило запрет: она открыла ящик. В результате на человечество свалились все беды. В ящике осталась одна надежда.

Сегодня выражение "открыть ящик Пандоры" означает получить невообразимое количество неприятностей. А надежда как бы остается недоступной, хотя она существует.
Александр Кабанель (1823-1889) - французский художник - нарисовал картину "Пандора": молодая, красивая женщина держит в руках ларчик.Он закрыт, но еще секунда - и все его содержимое выплеснется.


Александр Кабанель, Пандора, 1873, 70х49 см, Walters Art Museum, Балтимор, Мериленд, США

В этом портрете нет ничего особенного (разумеется, кроме красоты самой Пандоры). И динамики никакой нет, только ожидание предстоящего и как бы обреченность в глазах Пандоры: "Ну что, открываем?" И весь ее вид не сулит никакой радости.

В чем причина? Почему она именно такая? Ведь сама Пандора не представляла себе, что в ящике!

Может быть, разгадка - в отношениях художника с моделью? Может быть, дело в том, что Пандору художник писал с известной шведской певицы Кристины Нильссон (1843-1921)?

Уроженка швейцарской провинции Смоланд, дочь крестьян, Кристина с детства была очень музыкальной. Она пела вместе с братом, сама научилась играть на флейте и на скрипке. На ярмарке в Люнгби, когда ей было 14 лет, ее заметил и оценил видный чиновник, который потом стал ее покровителем и оплачивал ее занятия пением. Два года она училась в Швейцарии, четыре года в Париже, стала весьма успешной, выступала с гастролями по всему миру, в  том числе, в России (она упоминается в романе Льва Толстого "Война и мир").


Портрет Кристины Нильссон с автографом

Естественно  предположить, что у художника возникало желание сблизиться с певицей (может быть, желание было обоюдным, о семейной жизни каждого открытой информации нет). Ему в то время было 50 лет, ей - 30. Вероятно, их сдерживало опасение "открыть ящик Пандоры" - дать разбушеваться страстям. Но надежда еще оставалась, а любопытство присутствовало всегда...

PS Каким-то странным образом перекликаются готовность открыть ящик - и полуобнаженное тело.

2 комментария:

  1. В тексте перемежаются Швеция и Швейцария; похоже, должно быть что-то одно из двух.

    ОтветитьУдалить