четверг, 11 августа 2016 г.
Александр Кабанель, "Пандора". Что за портретом?
Начнем с того, что известно о Пандоре. Древний
автор Павсаний путешествовал по Греции,
видел много интересного, одновременно фиксировал легенды, которые ему с
удовольствием рассказывали жители тех мест, где он побывал. Павсаний в числе
прочих описывает все достойные внимания места в Афинах. В приведенном ниже
отрывке говорится о Парфеноне
("Храма девы").
На постаменте статуи (речь о статуе Афины - Б.Р.) изображено
рождение Пандоры. У Гесиода и у других поэтов говорится, что эта Пандора была первой
женщиной; прежде чем появилась Пандора, не было вообще рода женщин.( Павсаний,
Описание Эллады, 1, 24,7).
Другой древний автор тоже записал предание о
Пандоре:
(2). Девкалион был сыном Прометея. Он царствовал в области Фтии и женился
на Пирре, дочери Эпиметея и Пандоры: это была первая женщина, которую вылепили
боги. (Псевдоаполлодор, Мифологическая библиотека, 1,7,2)
Итак, Пандора - первая женщина, которую
вылепили Гефест и Афина по указаниям Зевса (может быть, он дал им чертежи?).
Женщина была создана в наказание человечеству (которое на тот момент состояло
из одних мужчин) за использование украденного у богов огня. Почему надо было
наказать всех мужчин, хотя огонь у Зевса украл Прометей - совсем непонятно. Но
случилось то, что случилось: появилась первая женщина. И ей все боги принесли
подарки. И чтобы их сложить, ей дали ларчик, ящичек, ящик, в который поместили
все, что принесли.
Что ей подарили? Точно неизвестно, но пишут,
что в этом ящике, который надо было держать закрытым, лежали все беды и
несчастья человечества. Любопытство Пандоры пересилило запрет: она открыла
ящик. В результате на человечество свалились все беды. В ящике осталась одна
надежда.
Сегодня выражение "открыть ящик
Пандоры" означает получить невообразимое количество неприятностей. А
надежда как бы остается недоступной, хотя она существует.
Александр Кабанель (1823-1889) - французский
художник - нарисовал картину "Пандора": молодая, красивая женщина
держит в руках ларчик.Он закрыт, но еще секунда - и все его содержимое
выплеснется.
Александр Кабанель, Пандора, 1873, 70х49 см, Walters Art Museum,
Балтимор, Мериленд, США
В этом портрете нет ничего особенного
(разумеется, кроме красоты самой Пандоры). И динамики никакой нет, только
ожидание предстоящего и как бы обреченность в глазах Пандоры: "Ну что,
открываем?" И весь ее вид не сулит никакой радости.
В чем причина? Почему она именно такая? Ведь
сама Пандора не представляла себе, что в ящике!
Может быть, разгадка - в отношениях художника
с моделью? Может быть, дело в том, что Пандору художник писал с известной
шведской певицы Кристины Нильссон (1843-1921)?
Уроженка швейцарской провинции Смоланд, дочь
крестьян, Кристина с детства была очень музыкальной. Она пела вместе с братом,
сама научилась играть на флейте и на скрипке. На ярмарке в Люнгби, когда ей
было 14 лет, ее заметил и оценил видный чиновник, который потом стал ее
покровителем и оплачивал ее занятия пением. Два года она училась в Швейцарии,
четыре года в Париже, стала весьма успешной, выступала с гастролями по всему миру,
в том числе, в России (она упоминается в
романе Льва Толстого "Война и мир").
Портрет Кристины Нильссон с автографом
Естественно
предположить, что у художника возникало желание сблизиться с певицей
(может быть, желание было обоюдным, о семейной жизни каждого открытой
информации нет). Ему в то время было 50 лет, ей - 30. Вероятно, их сдерживало
опасение "открыть ящик Пандоры" - дать разбушеваться страстям. Но
надежда еще оставалась, а любопытство присутствовало всегда...
PS Каким-то странным образом перекликаются
готовность открыть ящик - и полуобнаженное тело.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
В тексте перемежаются Швеция и Швейцария; похоже, должно быть что-то одно из двух.
ОтветитьУдалитьСпасибо. Действительно, она - уроженка Швеции.
Удалить