среда, 3 августа 2016 г.
Александр Кабанель, "Изгнание из рая". За что, Господи?
Как доносит до нас Библия, первые люди Адам и Ева были
изгнаны из рая.
Что представлял собой рай? Библия дает весьма
приблизительное описание места, куда должен стремиться верующий: "И
насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке" (Библия, Бытие, 2, 8). "И
произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для
пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла" (Библия, Бытие,
2, 9).
Поначалу Адам в раю был один: "И взял Господь
Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать
его и хранить его" (Библия, Бытие, 2, 15).
Довольно странно, что Бог под страхом смерти запретил
есть плоды с дерева познания добра и зла. И вообще, в момент создания первого
человека как можно было говорить о двух противоположных понятиях: добро и зло?
Еще ничего нет, а добро и зло уже существуют? И знания об этом несут плоды
дерева? И почему такое жестокое наказание - смерть за познание?
Но - что было, то было. Нельзя с этого дерева есть, а
вот ухаживать за ним, возделывать и хранить его нужно.
Сколько времени прошло от создания мужчины -
неизвестно, но, судя по всему, первый человек не мог справиться с работой по
саду. И Бог решает сделать ему помощника.
Поначалу он хотел, чтобы Адам выбрал себе пару из тех,
что он создал. Но - не получилось, пара не нашлась. Тогда Бог решается на
хирургическую операцию: берет у Адама ребро и превращает его в женщину.
И вот тут появляется новое абстрактное понятие: стыд.
Откуда оно взялось - совершенно непонятно, но Библия говорит, что "И
были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Библия, Бытие, 3, 25).
Да и кого стыдиться - людей-то в округе нет, одно зверье.
Сколько времени Адам и Ева наслаждались райской жизнью
- неизвестно. Но - есть же кто-то, кому плохо, когда другому хорошо. И тут
такой объявился. Змей, который - почему-то - оказался "хитрее всех
зверей полевых". Ему по непонятной причине захотелось открыть глаза
молодым людям. Он донес до них тайну божественного промысла: за поедание плодов
с дерева познания добра и зла смерть не грозит, но "вы будете как боги,
знающие добро и зло" (Библия, Бытие, 3, 5).
Вот тут и начались беды: они отведали плодов, вдруг
увидели, что они обнажены, решили хоть немножко прикрыться ("сшили
смоковные листья, и сделали себе опоясания"(Библия, Бытие, 3, 7)) - и
тут их настигает стыд. Они услышали, что
Бог ходит по раю, и спрятались. Здесь Адам и Ева сыграли с Богом в
прятки: Бог ищет их и не может найти. Хорошо так спрятались. В конце концов Бог
спрашивает: "Адам, где ты?" Адам отвечает: "Я спрятался!".
Слово за слово, выясняется, что эта пара молодых съела что-то с запретного
дерева, что первой была Ева, ее на это подвинул змей, а потом уже Адам откусил
кусочек у Евы.
Бог всех наказал: змея заставил ползать на брюхе
(видимо, до этого у него были ноги), женщине дал болезненную беременность и
роды, а Адама заставил добывать хлеб в поте лица.
Божественный страх за то, что знающий добро и зло Адам
вкусит от древа жизни и станет жить вечно, привел к тому, что Бог отправил
первых людей за границы рая. А чтобы не было пути назад поставил у входа
Херувима с пламенным мечом - "охранять путь к древу жизни"
(Библия, Бытие, 3, 24)
Александр Кабанель, Изгнание из рая, 1867, 192х94 см,
частная коллекция
На картине французского художника Александра Кабанеля
- два обнаженных тела: Ева и Адам. Ева плачет, а Адам злится.
Александр Кабанель, Изгнание из рая, фрагмент "Грешники"
Они лежат возле дерева, из листьев которого сооружено
некоторое подобие прикрытия. Им стыдно, они преступили заповедь Бога. Им
страшно: что теперь будет?
А над ними - сам Господь Бог в сопровождении ангелов.
Слева от него - тот самый страж с огненным мечом, который должен стеречь вход в
рай.
Александр Кабанель, Изгнание из рая, фрагмент "Господь
Бог и ангелы"
В левом нижнем углу картины - туловище змеи, а над ним
- голова. Видимо, это голова дьявола.
Александр Кабанель, Изгнание из рая, фрагмент "Змей
и дьявол"
Что будет с грешниками? Их ждет многотрудная жизнь со
всеми ее невзгодами и мечта о рае, где ничего не надо делать...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий