среда, 3 августа 2016 г.

Александр Кабанель, "Изгнание из рая". За что, Господи?


Как доносит до нас Библия, первые люди Адам и Ева были изгнаны из рая.

Что представлял собой рай? Библия дает весьма приблизительное описание места, куда должен стремиться верующий: "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке" (Библия, Бытие, 2, 8). "И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла" (Библия, Бытие, 2, 9).
Поначалу Адам в раю был один: "И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Библия, Бытие, 2, 15).

Довольно странно, что Бог под страхом смерти запретил есть плоды с дерева познания добра и зла. И вообще, в момент создания первого человека как можно было говорить о двух противоположных понятиях: добро и зло? Еще ничего нет, а добро и зло уже существуют? И знания об этом несут плоды дерева? И почему такое жестокое наказание - смерть за познание?
Но - что было, то было. Нельзя с этого дерева есть, а вот ухаживать за ним, возделывать и хранить его нужно.

Сколько времени прошло от создания мужчины - неизвестно, но, судя по всему, первый человек не мог справиться с работой по саду. И Бог решает сделать ему помощника.
Поначалу он хотел, чтобы Адам выбрал себе пару из тех, что он создал. Но - не получилось, пара не нашлась. Тогда Бог решается на хирургическую операцию: берет у Адама ребро и превращает его в женщину.

И вот тут появляется новое абстрактное понятие: стыд. Откуда оно взялось - совершенно непонятно, но Библия говорит, что "И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Библия, Бытие, 3, 25). Да и кого стыдиться - людей-то в округе нет, одно зверье.

Сколько времени Адам и Ева наслаждались райской жизнью - неизвестно. Но - есть же кто-то, кому плохо, когда другому хорошо. И тут такой объявился. Змей, который - почему-то - оказался "хитрее всех зверей полевых". Ему по непонятной причине захотелось открыть глаза молодым людям. Он донес до них тайну божественного промысла: за поедание плодов с дерева познания добра и зла смерть не грозит, но "вы будете как боги, знающие добро и зло" (Библия, Бытие, 3, 5).

Вот тут и начались беды: они отведали плодов, вдруг увидели, что они обнажены, решили хоть немножко прикрыться ("сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания"(Библия, Бытие, 3, 7)) - и тут их настигает стыд. Они услышали, что  Бог ходит по раю, и спрятались. Здесь Адам и Ева сыграли с Богом в прятки: Бог ищет их и не может найти. Хорошо так спрятались. В конце концов Бог спрашивает: "Адам, где ты?" Адам отвечает: "Я спрятался!". Слово за слово, выясняется, что эта пара молодых съела что-то с запретного дерева, что первой была Ева, ее на это подвинул змей, а потом уже Адам откусил кусочек у Евы.

Бог всех наказал: змея заставил ползать на брюхе (видимо, до этого у него были ноги), женщине дал болезненную беременность и роды, а Адама заставил добывать хлеб в поте лица.
Божественный страх за то, что знающий добро и зло Адам вкусит от древа жизни и станет жить вечно, привел к тому, что Бог отправил первых людей за границы рая. А чтобы не было пути назад поставил у входа Херувима с пламенным мечом - "охранять путь к древу жизни" (Библия, Бытие, 3, 24)


Александр Кабанель, Изгнание из рая, 1867, 192х94 см, частная коллекция

На картине французского художника Александра Кабанеля - два обнаженных тела: Ева и Адам. Ева плачет, а Адам злится.


Александр Кабанель, Изгнание из рая, фрагмент "Грешники"

Они лежат возле дерева, из листьев которого сооружено некоторое подобие прикрытия. Им стыдно, они преступили заповедь Бога. Им страшно: что теперь будет?

А над ними - сам Господь Бог в сопровождении ангелов. Слева от него - тот самый страж с огненным мечом, который должен стеречь вход в рай.


Александр Кабанель, Изгнание из рая, фрагмент "Господь Бог и ангелы"

В левом нижнем углу картины - туловище змеи, а над ним - голова. Видимо, это голова дьявола.


Александр Кабанель, Изгнание из рая, фрагмент "Змей и дьявол"

Что будет с грешниками? Их ждет многотрудная жизнь со всеми ее невзгодами и мечта о рае, где ничего не надо делать...

Комментариев нет:

Отправить комментарий