пятница, 6 ноября 2015 г.
Констан Кэп и его Антверпен. Что изменилось за сто лет?
Бельгийский
художник (1842-1915), о котором известно очень мало, несмотря на большое
количество написанных и сохранившихся полотен. Родился в городе Синт Никлас,
учился в академиях Синт Никласа и Антверпена. Писал жанровые сценки,
исторические композиции, портреты.
Констан
Кэп. Фото начала 20 века
Заметное
количество его картин посвящено Антверпену, его улочками, его жителям. Во всех его картинах – множество деталей,
подробностей, запечатленных с фламандской аккуратностью.
Констан
Кэп, Старый постоялый двор «Пьющий олень» в Антверпене, музей Антверпена,
Нидерланды
На переднем
плане – двое военных играют в карты, третий стоит с копьем у камина (наблюдает,
а может быть, и сторожит игроков от начальства). Чуть поодаль – мужчина и
женщина с каким-то питьем .
Констан Кэп, Старый постоялый двор «Пьющий олень» в Антверпене, фрагмент «Игроки в карты»
Констан
Кэп, Старый постоялый двор «Пьющий олень» в Антверпене, фрагмент «Воркующая
пара»
Поодаль у
большого двухсветного окна – стойка.
Констан
Кэп, Старый постоялый двор «Пьющий олень» в Антверпене, фрагмент «Стойка»
Под потолком –
окорока
Констан
Кэп, Старый постоялый двор «Пьющий олень» в Антверпене, фрагмент «Окорока»
Кто эти люди?
Почему художник захотел их увековечить? Трудно сказать. По первому впечатлению
– обычная для гостиничного буфета сценка: игроки в карты, щебечущая пара,
рабочий пьет пиво у стойки, служанка заливает пиво в кружки.
С другой
стороны, современному зрителю такая обстановка совершенно непривычна. Где
сегодня можно увидеть в холле гостиницы свисающие с потолочных балок окорока?
Где сегодня можно играть в публичном месте в карты (кроме казино)? И,
естественно, умывальник – уже нет тазика, в который сливается вода, везде
канализация (имеются в виду города, в деревнях, возможно, это все еще можно обнаружить).
Констан
Кэп, Старый постоялый двор «Пьющий олень» в Антверпене, фрагмент «Служанка»
Может показаться, что посетители одеты, как на
карнавале – на них как бы слишком старомодные одеяния. Но есть фотографии тех
времен, на которых – такая же одежда.
Горожане
Антверпена, Фото начала 20 века, государственный архив, Амстердам, Нидерланды
Еще одна
картина – парикмахерская в старом Антверпене
Констан
Кэп, 1874 год, Парикмахерская в старом Антверпене, музей Антверпена,
Нидерланды
Просторное светлое
помещение. Против окна – кресло с весьма пожилым клиентом (он сед и лыс, его
парик валяется на полу), возле него – женщина, которая его бреет. Слева –
рабочий стол, на котором стоит сосуд с водой и миской, бутыль с какой-то
жидкостью, голова манекена с надетым на нее париком. На стенке – зеркало, тарелка
брадобрея, вешалка для одежды. В окне двери – мордочка любопытного ребенка.
Обращают на
себя внимание детали одежды клиента и мастера: на нем и брюки, и жакет – из
такой же полосатой ткани, что и кофта на парикмахерше.
Констан
Кэп, 1874 год, Парикмахерская в старом Антверпене, фрагмент «Рабочий стол»
Констан
Кэп, 1874 год, Парикмахерская в старом Антверпене, фрагмент «Упавший парик»
Констан
Кэп, 1874 год, Парикмахерская в старом Антверпене, фрагмент «Любопытный»
И для
подтвержения исторической достоверности картины – фото парикмахерской в старом
Антверпене.
И снимок, и
картина датируются 1874 годом. Только что снимок – парикмахер работает на улице
(видимо, сделан в хорошую погоду, скорее всего, для рекламы), а на картине –
художник как бы анатомирует процесс, показывает парикмахерскую изнутри.
Если вы
посмотрите поверх голов главных действующих лиц – парикмахера и клиента, то
увидите рекламу заведения: щит с каким-то текстом, а к нему снизу подвешена
тарелка брадобрея (такую тарелку Дон Кихот использовал в качестве шлема).
Парикмахерская
в Антверпене, фото начала 20 века, государственный архив, Амстердам, Нидерланды
Тарелка
брадобрея, музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания
Еще картина –
амстердамская улочка. Под окнами – прилавки, очевидно, улочка торговая. А там,
где прилавков нет – какие-то вывески. Может быть, постоялые дворы, может быть,
магазины посолиднее.
Констан
Кэп, Улочка старого Антверпена, городской музей Антверпена, Нидерланды
Одно из полотен
художника можно назвать трагическим – вид Антверпена после пожара:
Констан
Кэп, Старый Антверпен после пожара, городской музей Антверпена, Нидерланды
Справа над
рамкой – дата написания картины: 1894 (или 1884). Пустые окна, выгоревшие двери
в лавочки, парикмахерские, рухнувшие стены и перекрытия... Когда смотришь на
это полотно, кажется, что ощущаешь запах гари.
Огонь пожрал почти все, каким-то чудом уцелели
две колонны с ангелами.
Констан
Кэп, Старый Антверпен после пожара, фрагмент «Ангелы»
Существуют ли
эти колонны сегодня? Скорее всего, в результате перестроек они исчезли. На картине
они выглядят как чудо.
Амстердам конца
19 века, город Константа Кэпа...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий