пятница, 6 ноября 2015 г.

Констан Кэп и его Антверпен. Что изменилось за сто лет?


Бельгийский художник (1842-1915), о котором известно очень мало, несмотря на большое количество написанных и сохранившихся полотен. Родился в городе Синт Никлас, учился в академиях Синт Никласа и Антверпена. Писал жанровые сценки, исторические композиции, портреты.


Констан Кэп. Фото начала 20 века

Заметное количество его картин посвящено Антверпену, его улочками, его жителям.  Во всех его картинах – множество деталей, подробностей, запечатленных с фламандской аккуратностью.


Констан Кэп, Старый постоялый двор «Пьющий олень» в Антверпене, музей Антверпена, Нидерланды

На переднем плане – двое военных играют в карты, третий стоит с копьем у камина (наблюдает, а может быть, и сторожит игроков от начальства). Чуть поодаль – мужчина и женщина с каким-то питьем .



Констан Кэп, Старый постоялый двор «Пьющий олень» в Антверпене, фрагмент «Игроки в карты»



Констан Кэп, Старый постоялый двор «Пьющий олень» в Антверпене, фрагмент «Воркующая пара»

Поодаль у большого двухсветного окна – стойка.



Констан Кэп, Старый постоялый двор «Пьющий олень» в Антверпене, фрагмент «Стойка»

Под потолком – окорока


Констан Кэп, Старый постоялый двор «Пьющий олень» в Антверпене, фрагмент «Окорока»

Кто эти люди? Почему художник захотел их увековечить? Трудно сказать. По первому впечатлению – обычная для гостиничного буфета сценка: игроки в карты, щебечущая пара, рабочий пьет пиво у стойки, служанка заливает пиво в кружки.

С другой стороны, современному зрителю такая обстановка совершенно непривычна. Где сегодня можно увидеть в холле гостиницы свисающие с потолочных балок окорока? Где сегодня можно играть в публичном месте в карты (кроме казино)? И, естественно, умывальник – уже нет тазика, в который сливается вода, везде канализация (имеются в виду города, в деревнях, возможно, это все еще можно обнаружить).


Констан Кэп, Старый постоялый двор «Пьющий олень» в Антверпене, фрагмент «Служанка»

 Может показаться, что посетители одеты, как на карнавале – на них как бы слишком старомодные одеяния. Но есть фотографии тех времен, на которых – такая же одежда.



Горожане Антверпена, Фото начала 20 века, государственный архив, Амстердам, Нидерланды

Еще одна картина – парикмахерская в старом Антверпене


Констан Кэп, 1874 год, Парикмахерская в старом Антверпене, музей Антверпена, Нидерланды 

Просторное светлое помещение. Против окна – кресло с весьма пожилым клиентом (он сед и лыс, его парик валяется на полу), возле него – женщина, которая его бреет. Слева – рабочий стол, на котором стоит сосуд с водой и миской, бутыль с какой-то жидкостью, голова манекена с надетым на нее париком. На стенке – зеркало, тарелка брадобрея, вешалка для одежды. В окне двери – мордочка любопытного ребенка.

Обращают на себя внимание детали одежды клиента и мастера: на нем и брюки, и жакет – из такой же полосатой ткани, что и кофта на парикмахерше.


Констан Кэп, 1874 год, Парикмахерская в старом Антверпене, фрагмент «Рабочий стол»




Констан Кэп, 1874 год, Парикмахерская в старом Антверпене, фрагмент «Упавший парик»

Констан Кэп, 1874 год, Парикмахерская в старом Антверпене, фрагмент «Любопытный»

И для подтвержения исторической достоверности картины – фото парикмахерской в старом Антверпене.

И снимок, и картина датируются 1874 годом. Только что снимок – парикмахер работает на улице (видимо, сделан в хорошую погоду, скорее всего, для рекламы), а на картине – художник как бы анатомирует процесс, показывает парикмахерскую изнутри.

Если вы посмотрите поверх голов главных действующих лиц – парикмахера и клиента, то увидите рекламу заведения: щит с каким-то текстом, а к нему снизу подвешена тарелка брадобрея (такую тарелку Дон Кихот использовал в качестве шлема).



Парикмахерская в Антверпене, фото начала 20 века, государственный архив, Амстердам, Нидерланды


Тарелка брадобрея, музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания

Еще картина – амстердамская улочка. Под окнами – прилавки, очевидно, улочка торговая. А там, где прилавков нет – какие-то вывески. Может быть, постоялые дворы, может быть, магазины посолиднее.



Констан Кэп, Улочка старого Антверпена, городской музей Антверпена, Нидерланды

Одно из полотен художника можно назвать трагическим – вид Антверпена после пожара:

Констан Кэп, Старый Антверпен после пожара, городской музей Антверпена, Нидерланды

Справа над рамкой – дата написания картины: 1894 (или 1884). Пустые окна, выгоревшие двери в лавочки, парикмахерские, рухнувшие стены и перекрытия... Когда смотришь на это полотно, кажется, что ощущаешь запах гари.

 Огонь пожрал почти все, каким-то чудом уцелели две колонны с ангелами.



Констан Кэп, Старый Антверпен после пожара, фрагмент «Ангелы»

Существуют ли эти колонны сегодня? Скорее всего, в результате перестроек они исчезли. На картине они выглядят как чудо.

Амстердам конца 19 века, город Константа Кэпа...



Комментариев нет:

Отправить комментарий