четверг, 29 октября 2015 г.

Художник Осиас Беерт. Что рассказывает старый натюрморт?


Осиас Беерт (1580 г., Антверпен - 1624 г., Антверпен) - фламандский живописец, специализировался на «цветочных» и «закусочных» натюрмортах. Он родился в Антверпене приблизительно в 1580 году, учился у малоизвестного художника Андриса ван Баесроде, вступил в гильдию св. Луки в 1602 году, в 1606 году женился, кроме живописи, занимался торговлей пробкой. Есть предположение, что он работал с Питером Паулем Рубенсом. Прожил в Антверпене почти всю жизнь, вероятно, там же и скончался. Сын Беерта, Осиас Беерт Младший (1622- 1678) тоже был художником.

Осиас Беерт известен только как художник цветов и фруктов. Он был одним из первых натюрмористов, обозначивших особенности таких картин.


Осиас Беерт, Натюрморт 1620-1624, 46х79 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

На этом полотне (пожалуй, самом непритязательном) – «съедобный» натюрморт. Все, что на нем есть – можно есть (кроме посуды, естественно). Второе – не вычурный натюрморт, все просто, можно сказать – по-крестьянски (опять-таки – кроме посуды). Ягоды, артишок, булочка, вино двух сортов, красное и белое. Ягоды – земляника, малина, черешня и еще что-то непонятного вида (когда смотришь на тарелку с земляникой, кажется, что с полотна струится запах земляники!)


Осиас Беерт, Натюрморт, фрагмент «Тарелка с земляникой»


Осиас Беерт, Натюрморт, фрагмент «Малина»


Осиас Беерт, Натюрморт, фрагмент «Блюдо с черешней»


Осиас Беерт, Натюрморт, фрагмент «Нож и булочка»


Осиас Беерт, Натюрморт, фрагмент «Артишок и муха»

Расположение на столе – случайное, похоже, что у картины нет «второго плана», чего-то особенного, скрытого композицией. Всё как бы естественно и просто.  Но только как бы. Замысловатая не то сахарница, не то солонка с крышкой, затейливые бокалы, нож с инкрустированной рукояткой, фарфоровые тарелки и чашка.

К этому можно добавить, что и цветовая гамма ничем не блещет: нет резких контрастов света и тени, нет бьющего в глаза золота. Все не то чтобы приглажено – приглушено.

Что до нас хотел донести художник и что он донес? Такое впечатление, что скромность еды на столе должна подчеркнуть качество вещей. Каждая из них – своего рода достижение художников и ремесленников.

Самый интересный в этом смысле предмет – сахарница (скорее всего, это сахарница, а не солонка). Она опирается на шары, на шарах покоятся лапы герм, изогнутых по форме сферы, которую они держат. Головы герм – какие-то фантастические, похожие на фавнов (кудрявые волосы, только что рожки не просматриваются). Барабан сферы разделен на полосы: капли, отполированные до зеркального блеска, и фон с каким-то рельефом. Над этой сферой (если нвзывать ее точнее – тороидом) – полированный конус, к которому припаяны львиные головы с вдетыми в носы кольцами. Венчает эту конструкцию раструб с чеканкой. И закрыто это сооружение крышкой, на которой отчеканены какие-то фантастические морды. Ручка крышки тоже многоэтажное сооружение, с подобием капли на вершине.


Осиас Беерт, Натюрморт, фрагмент «Сахарница»

Фарфоровая посуда – тарелка, блюдо, чашка - тонкая,  расписная. На росписи – цветы, листья, абстрактные узоры. Может быть, это – продукция Дельфта, но может быть –  Китая. Чашка и блюдо выполнены в одном стиле – у них по краю – острые выступы. Тарелка – несколько другой формы. Объединяет эти изделия цветовая гамма. Скорее всего, они вышли из одной мастерской.


Осиас Беерт, Натюрморт, фрагмент «Края блюда и чашки»

Две металлические тарелки (видимо, серебряные) начищены до зеркального блеска. На разрезе артишока сидит муха, довольно крупная. В центре картины – десертный (по нынешним понятиям) нож с инкрустированной перламутром рукояткой. Рукоятка шестигранная, концы рукоятки позолочены. Питейная посуда – фужер и бокал. Бокал – с обычной для  того времени толстой с наростами ножкой. У фужера – тонкая ножка и граненая чаша.


Осиас Беерт, Натюрморт, фрагмент «Бокал»


Осиас Беерт, Натюрморт, фрагмент «Фужер»

Осиас и его последователи от картины к картине усложняли «конструкцию»: добавляли (а зачастую – нагромождали) и еду, и посуду, и утварь. Их натюрморты были и просто повествовательными, и со скрытой драматургией. А в этой картине Осиаса заложены все основные элементы «съедобных» натюрмортов.

У Осиаса есть и более сложные картины. Сегодня трудно сказать, что было раньше – простые или сложные, потому что Осиас никогда не ставил дат (мало того, он и не подписывал свои произведения). Но если рассуждать логически, то простое предшествовало сложному. И перед нами – действительно, первенец натюрморта.




Комментариев нет:

Отправить комментарий