четверг, 29 октября 2015 г.
Художник Осиас Беерт. Что рассказывает старый натюрморт?
Осиас Беерт
(1580 г., Антверпен - 1624 г., Антверпен) - фламандский живописец,
специализировался на «цветочных» и «закусочных» натюрмортах. Он родился в
Антверпене приблизительно в 1580 году, учился у малоизвестного художника
Андриса ван Баесроде, вступил в гильдию св. Луки в 1602 году, в 1606 году
женился, кроме живописи, занимался торговлей пробкой. Есть предположение, что
он работал с Питером Паулем Рубенсом. Прожил в Антверпене почти всю жизнь, вероятно,
там же и скончался. Сын Беерта, Осиас Беерт Младший (1622- 1678) тоже был
художником.
Осиас Беерт
известен только как художник цветов и фруктов. Он был одним из первых натюрмористов,
обозначивших особенности таких картин.
Осиас Беерт, Натюрморт 1620-1624, 46х79 см,
Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды
На этом полотне (пожалуй, самом
непритязательном) – «съедобный» натюрморт. Все, что на нем есть – можно есть
(кроме посуды, естественно). Второе – не вычурный натюрморт, все просто, можно
сказать – по-крестьянски (опять-таки – кроме посуды). Ягоды, артишок, булочка,
вино двух сортов, красное и белое. Ягоды – земляника, малина, черешня и еще
что-то непонятного вида (когда смотришь на тарелку с земляникой, кажется, что с
полотна струится запах земляники!)
Осиас
Беерт, Натюрморт, фрагмент «Тарелка с земляникой»
Осиас
Беерт, Натюрморт, фрагмент «Малина»
Осиас
Беерт, Натюрморт, фрагмент «Блюдо с черешней»
Осиас
Беерт, Натюрморт, фрагмент «Нож и булочка»
Осиас
Беерт, Натюрморт, фрагмент «Артишок и муха»
Расположение на столе – случайное, похоже,
что у картины нет «второго плана», чего-то особенного, скрытого композицией.
Всё как бы естественно и просто. Но
только как бы. Замысловатая не то сахарница, не то солонка с крышкой,
затейливые бокалы, нож с инкрустированной рукояткой, фарфоровые тарелки и
чашка.
К этому можно добавить, что и
цветовая гамма ничем не блещет: нет резких контрастов света и тени, нет бьющего
в глаза золота. Все не то чтобы приглажено – приглушено.
Что до нас хотел донести художник и
что он донес? Такое впечатление, что скромность еды на столе должна подчеркнуть
качество вещей. Каждая из них – своего рода достижение художников и
ремесленников.
Самый интересный в этом смысле
предмет – сахарница (скорее всего, это сахарница, а не солонка). Она опирается
на шары, на шарах покоятся лапы герм, изогнутых по форме сферы, которую они
держат. Головы герм – какие-то фантастические, похожие на фавнов (кудрявые
волосы, только что рожки не просматриваются). Барабан сферы разделен на полосы:
капли, отполированные до зеркального блеска, и фон с каким-то рельефом. Над
этой сферой (если нвзывать ее точнее – тороидом) – полированный конус, к
которому припаяны львиные головы с вдетыми в носы кольцами. Венчает эту
конструкцию раструб с чеканкой. И закрыто это сооружение крышкой, на которой
отчеканены какие-то фантастические морды. Ручка крышки тоже многоэтажное
сооружение, с подобием капли на вершине.
Осиас
Беерт, Натюрморт, фрагмент «Сахарница»
Фарфоровая посуда – тарелка, блюдо,
чашка - тонкая, расписная. На росписи –
цветы, листья, абстрактные узоры. Может быть, это – продукция Дельфта, но может
быть – Китая. Чашка и блюдо выполнены в
одном стиле – у них по краю – острые выступы. Тарелка – несколько другой формы.
Объединяет эти изделия цветовая гамма. Скорее всего, они вышли из одной
мастерской.
Осиас
Беерт, Натюрморт, фрагмент «Края блюда и чашки»
Две металлические тарелки (видимо,
серебряные) начищены до зеркального блеска. На разрезе артишока сидит муха,
довольно крупная. В центре картины – десертный (по нынешним понятиям) нож с
инкрустированной перламутром рукояткой. Рукоятка шестигранная, концы рукоятки
позолочены. Питейная посуда – фужер и бокал. Бокал – с обычной для того времени толстой с наростами ножкой. У
фужера – тонкая ножка и граненая чаша.
Осиас
Беерт, Натюрморт, фрагмент «Бокал»
Осиас
Беерт, Натюрморт, фрагмент «Фужер»
Осиас и его последователи от картины
к картине усложняли «конструкцию»: добавляли (а зачастую – нагромождали) и еду,
и посуду, и утварь. Их натюрморты были и просто повествовательными, и со
скрытой драматургией. А в этой картине Осиаса заложены все основные элементы
«съедобных» натюрмортов.
У Осиаса есть и более сложные
картины. Сегодня трудно сказать, что было раньше – простые или сложные, потому
что Осиас никогда не ставил дат (мало того, он и не подписывал свои
произведения). Но если рассуждать логически, то простое предшествовало
сложному. И перед нами – действительно, первенец натюрморта.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий