четверг, 22 октября 2015 г.

Псовая охота. Сара, а тебе это надо?


Замечательная картина «Сара Бернар на псовой охоте».  Тончайшая талия, полупрофиль. Сара в интересной шляпке, в жакете с отложным воротничком и обшлагами, в перчатках. В правой руке – сворка, в левой – стек. На плечах – плащ непонятного покроя. Поодаль - стайка собак, конники.

Красноватая листва – хороший фон для головы. Рыжие волосы собраны в пучок и скреплены черным бантом. О лице и говорить нечего – красавица!

Только один вопрос: ей что, приключений нехватает? Она уже ломала ногу в детстве. Но ей хочется острых ощущений. Ей не хватает театрального успеха, ей не хватает успеха у поклонников. Она – жадный до жизни и невероятно талантливый человек.



Луиза Аббема, Сара Бернар на псовой охоте, 1897, 84х61 см, частная коллекция

Сара Бернар (1844-1923) – очень популярная французская актриса, звезда театра. Ее карьера началась в 1862 году на сцене Комеди Франсез, самого престижного театра. В то время у нее был роман с бельгийским принцем, от которого родился сын Мавриций.

Сара и принц вынуждены были расстаться из-за сопротивления королевской семьи.   Осталась одна с младенцем и решила искать богатых покровителей. Ей это удавалось, и когда она несколько оправилась от нужды, она поступила в театр Одеон.

Во время франко-прусской войны семидесятых годов 19 века театр стал госпиталем, куда Сара приходила ухаживать за ранеными.

Она много гастролировала и завоевала признание в Европе и в Нью-Йорке.

Между гастрольными турами она взяла в аренду Театр де ля Ренессанс, где с 1893 до 1899 года была финансистом, директором и звездой.

Она блистала на сцене, но у нее был еще и дар художника. В 25-летнем возрасте она начала брать частные уроки живописи и скульптуры.  В документах различных выставок и аукционов отмечено 50 работ актрисы, 25 из них   до сих пор прослеживаются в музеях и в частных коллекциях.

В музее искусств Бостона,  США есть два автопортрета актрисы в бронзе:


Сара Бернар, Автопортрет, бронза, 1876 год ,21х18 см, Музей искусств Бостона



Сара Бернар, автопортрет в виде сфинкса, 1880, 32х35х32 см, музей искусств, Бостон, США

В Национальном музее «Женщины в искусстве» (Нью-Йорк, США) выставлена ее работа в мраморе «После бури»,  в  музее изящных искусств Дижона (Франция) есть бронзовая фигурка ее работы «Шут и смерть».



Сара Бернар, После бури, 1876, 75х61х58 см, Национальный музей «Женщины в искусстве», Нью-Йорк, США



Сара Бернар, Шут и смерть, 1877, Музей изящных искусств, Дижон, Франция

В 19 веке на Пляс дю Шатель барон Хаусманн построил для парижан театр, который сначала назывался «Театр Лирик»  (театр трагедии), потом – Национальнй театр. В 1899 году он получил имя Сары Бернар, которая в течение последующих двадцати лет финансировала труппу.  На сцене этого театра она сыграла главные роли в пьесах Викторьена Сарду «Тоска»,  Эдмона Ростана «Самаритяне» и «Орленок»...

После  смерти актрисы театром несколько лет руководил ее сын Мауриций, который умер в 1928 году. Театр носил имя Сары  до фашистской оккупации Франции и был переименован в городской театр из-за того, что она еврейка.

Сара была обворожительна для мужчин и обаятельна для всех остальных. Ее портреты писали многие: Жорж Жюль Виктор Кларин, Юлиус Леблан Стюарт, Жюль Бастьен-Лепаж, Альфонс Муха, Альфред Стевенс...

И есть женщина, которая тоже писала Сару Бернар, и не один раз – Луиза Аббема (1853-1927).  Художник, скульптор и дизайнер Belle Epoque  («Прекрасной Эпохи»). Она жила и творила во Франции.


Луиза Аббема, автопортрет, 1880, музей почтовых марок,Этамп, Франция

Первый портрет, который принес ей успех, она написала в 23 года, это был портрет Сары.
Потом она писала портреты знати, расписывала панели и писала фрески для парижской ратуши, парижской Оперы, нескольких театров, в том числе «Театра Сары Бернар».   

Она постоянно участвовала в парижских Салонах. Она была среди женщин, чьи  работы выставлялись в женском павильоне  в 1893 году в рамках Всемирной выставки, посвященной 400-летию открытия Америки. Там же был выставлен ее бюст.

Среди многих почестей ее именовали «Официальный художник Третьей республики».
В 1900 году она получила бронзовую медаль на Всемирной выставке, в 1906 году была награждена орденом Почетного Легиона.


Луиза Аббема, Сара Бернар, частная коллекция


Луиза Аббема, Сара Бернар, 1875, бронза, Музей д’Орсе, Париж, Франция


Луиза Аббема, Божественная Сара, частная коллекция


Сара и Луиза, как пишут, были подругами. Луиза не оставила ни одного портрета постаревшей подруги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий