четверг, 19 марта 2015 г.

Станция на канале в Утрехте. Куда плывем?


Картина «Станция на канале в Утрехте» голландского художника Валентина Бинга (Valentijn Bing) удивляет какой-то спокойной, пасторальной настроенностью. Бытовая сценка на причале, доносящая до нас атмосферу тех лет.

(Валентин Бинг (1812-1895) учился в Амстердамской академии, с 1839 года член сообщества «Искусство и дружба». С 1832 по 1874 годы выставлялся в Амстердаме, Гааге и Роттердаме. Среди его учеников Жак Карабян, Жан Портелье, Жан Шенкель и М. Вандшир.)

Картина изображает станцию на канале в Утрехте. Написана в 1853 году.

Валентин Бинг, Станция на канале в Утрехте, 1853, частная коллекция

На одну из станций канала в нидерландском городе Утрехте пришел  баркас. Он  причалил, прибывшие пассажиры вышли, сейчас грузятся те, кто поплывет дальше. Носильщики вносят сундуки, на подходе еще народ с корзинами и баулами. Из таверны выходят загулявшие.
Обыденное событие, зарисованное художником, остановило мгновенье. Спустя 160 лет мы можем видеть обстановку того времени, одежду, в некоторой степени – обычаи и нравы.
Двухэтажный домик с таверной на первом этаже. Снаружи пристроен туалет, почему-то ему заколотили окно. К воде ведет каменная лестница.

Стоящий на берегу мужчина подтягивает к берегу лодку за трос, которые ему кинули.

Валентин Бинг, Станция на канале в Утрехте, Фрагмент « Швартовка»

На причале – мужчина, удерживающий швартов. Странно, что  нет кнехтов. Может быть, потому, что остановка очень короткая.

Подвыпившие мужички выходят из таверны.

Валентин Бинг, Станция на канале в Утрехте, Фрагмент «Выпивохи покидают таверну»

В окне таверны видны два посетителя, в дверях стоит буфетчик (может быть, что он – и хозяин таверны). Рядом с ним, ступенькой ниже стоит пьяненький мужичок с бутылкой в руке. Ему хорошо, он весел, машет шляпой, его взгляд обращен на женщину, стоящую рядом с буфетчиком. Но баркас может уйти, поэтому его товарищ (тоже  в порядочном подпитии) пытается стянуть его вниз, на причал.

С крыльца спускается джентльмен в черном котелке, в его правой руке – трубка с длиннющим мундштуком. В левой у него зонт, трость и саквояж. Вид у него надменный. Может быть, это врач, который возвращается домой от пациента.

Левее стоит семья: мать, дочь и зять. Она их провожает, дает последние наставления. Заботливый молодой муж держит в руке плед (не жарко, должно быть, а на воде будет еще прохладнее).

Подросток торгует какими-то сладостями. Он пытается привлечь внимание молодого человека, дергая его за рукав.

Два военный (один - офицер, другой - рядовой) разговаривают, сидя на крыше каюты.

Валентин Бинг, Станция на канале в Утрехте, Фрагмент «Военные»

Правее – к причалу приближается семейство (муж, жена, четверо детей). На лошади сидит погонщик, веревка от лошади перекинута через верх мачты баркаса. Тягловое средство ждет сигнала к движению.

На носу лодки сидят офицер и рядовой. Молодой человек что-то выпытывает. Вопрос, видимо, непростой: офицер опустил голову как бы в раздумьи. Его поза говорит о том, что вопрос ему неприятен, и он предпочел бы не отвечать. Но отделаться от настойчивого молодого человека он не может – оба «плывут в одном корыте».

Один из пассажиров палкой пытается вытащить из воды куклу, которую уронила девочка.
.
Валентин Бинг, Станция на канале в Утрехте, Фрагмент «Кукла в воде»

Кто-то уронил в воду куклу, девочка тростью, взятой у сидящего рядом отца, пытается ее достать. Рядом плывет кочан капусты. Откуда он взялся?  Может быть, упал с лодки, на которой везут овощи.

На корме сидит мамаша с младенцем, молодой папаша держит девочку, которая пытается стоять.  

На носу лодки стоит молодой человек, направляющий свою лодку к барке с пассажирами. В лодке - товар, который он хочет им предложеить.

Валентин Бинг, Станция на канале в Утрехте, Фрагмент, «Крестьяне с товаром»

Лодка с крестьянами подплывает к баркасу. Мужчина с шестом, он пытается оттолкнуть лодку от  баркаса, чтобы не столкнуться. (видимо, канал в этом месте очень мелкий). Женщина с веслом, она подгребает, помогает выправить лодку. Они привезли свежие овощи .  На носу лодки – корзина с живыми поросятами. Товар, видимо, для таверны.

На борту лодки – подпись художника и дата.

В корзине, стоящей на носу лодки, - поросята на продажу.

Валентин Бинг, Станция на канале в Утрехте, Фрагмент «Поросята в корзине»

Девушка из окна второго этажа наблюдает за происходящим. Для нее это – как спектакль, который повторяется каждый день (может быть, и не один раз в день), у нее других развлечений просто нет.

Художник изобразил механизм конной тяги на канале.

Валентин Бинг, Станция на канале в Утрехте, Фрагмент «Мачта, лошадь, трос»

Как работает конная тяга на канале: на баркасе есть мачта, через ее верхушку от основания до лошади проброшен трос. Лошадь тянет барку за этот трос.

Для наглядности – фото тех лет, когда не было самоходных судов.

Тяговый канат переброшен через мачту на лодке и привязан к дышлу, которое тянут две лошади. Впереди - погонщик.

Конная тяга на канале. Фото начала двадцатого века

Отчетливо виден трос, соединяющий барку с лошадьми.

Прошло время,  отпала необходимость в лошадях. И теплоход сегодня привезет нас по этому же каналу  в другой Утрехт. Где теперь та станция и та харчевня? И девушка в окне?

Пристань, около которой пришвартован катер. Справа - подъемник для яхт.

Утрехт сегодня. Одна из набережных на одном из каналов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий