четверг, 19 марта 2015 г.
Станция на канале в Утрехте. Куда плывем?
Картина
«Станция на канале в Утрехте» голландского художника Валентина Бинга (Valentijn Bing) удивляет какой-то спокойной,
пасторальной настроенностью. Бытовая сценка на причале, доносящая до нас
атмосферу тех лет.
(Валентин Бинг
(1812-1895) учился в Амстердамской академии, с 1839 года член сообщества
«Искусство и дружба». С 1832 по 1874 годы выставлялся в Амстердаме, Гааге и
Роттердаме. Среди его учеников Жак Карабян, Жан Портелье, Жан Шенкель и М.
Вандшир.)
Валентин Бинг, Станция на
канале в Утрехте, 1853, частная коллекция
На
одну из станций канала в нидерландском городе Утрехте пришел баркас. Он причалил, прибывшие пассажиры вышли, сейчас
грузятся те, кто поплывет дальше. Носильщики вносят сундуки, на подходе еще народ
с корзинами и баулами. Из таверны выходят загулявшие.
Обыденное
событие, зарисованное художником, остановило мгновенье. Спустя 160 лет мы можем
видеть обстановку того времени, одежду, в некоторой степени – обычаи и нравы.
Двухэтажный
домик с таверной на первом этаже. Снаружи пристроен туалет, почему-то ему
заколотили окно. К воде ведет каменная лестница.
Валентин Бинг, Станция на
канале в Утрехте, Фрагмент « Швартовка»
На
причале – мужчина, удерживающий швартов. Странно, что нет кнехтов. Может быть, потому, что
остановка очень короткая.
Валентин Бинг, Станция на
канале в Утрехте, Фрагмент «Выпивохи покидают таверну»
В
окне таверны видны два посетителя, в дверях стоит буфетчик (может быть, что он
– и хозяин таверны). Рядом с ним, ступенькой ниже стоит пьяненький мужичок с
бутылкой в руке. Ему хорошо, он весел, машет шляпой, его взгляд обращен на
женщину, стоящую рядом с буфетчиком. Но баркас может уйти, поэтому его товарищ (тоже в порядочном подпитии) пытается стянуть его
вниз, на причал.
С
крыльца спускается джентльмен в черном котелке, в его правой руке – трубка с длиннющим
мундштуком. В левой у него зонт, трость и саквояж. Вид у него надменный. Может
быть, это врач, который возвращается домой от пациента.
Левее
стоит семья: мать, дочь и зять. Она их провожает, дает последние наставления.
Заботливый молодой муж держит в руке плед (не жарко, должно быть, а на воде
будет еще прохладнее).
Подросток
торгует какими-то сладостями. Он пытается привлечь внимание молодого человека,
дергая его за рукав.
Валентин Бинг, Станция на
канале в Утрехте, Фрагмент «Военные»
Правее
– к причалу приближается семейство (муж, жена, четверо детей). На лошади сидит
погонщик, веревка от лошади перекинута через верх мачты баркаса. Тягловое
средство ждет сигнала к движению.
На
носу лодки сидят офицер и рядовой. Молодой человек что-то выпытывает. Вопрос,
видимо, непростой: офицер опустил голову как бы в раздумьи. Его поза говорит о
том, что вопрос ему неприятен, и он предпочел бы не отвечать. Но отделаться от
настойчивого молодого человека он не может – оба «плывут в одном корыте».
.
Валентин Бинг, Станция на
канале в Утрехте, Фрагмент «Кукла в воде»
Кто-то
уронил в воду куклу, девочка тростью, взятой у сидящего рядом отца, пытается ее
достать. Рядом плывет кочан капусты. Откуда он взялся? Может быть, упал с лодки, на которой везут
овощи.
На
корме сидит мамаша с младенцем, молодой папаша держит девочку, которая пытается
стоять.
Валентин Бинг, Станция на
канале в Утрехте, Фрагмент, «Крестьяне с товаром»
Лодка
с крестьянами подплывает к баркасу. Мужчина с шестом, он пытается оттолкнуть
лодку от баркаса, чтобы не столкнуться. (видимо,
канал в этом месте очень мелкий). Женщина с веслом, она подгребает, помогает
выправить лодку. Они привезли свежие овощи . На носу лодки – корзина с живыми поросятами. Товар,
видимо, для таверны.
На
борту лодки – подпись художника и дата.
Валентин Бинг, Станция на
канале в Утрехте, Фрагмент «Поросята в корзине»
Девушка
из окна второго этажа наблюдает за происходящим. Для нее это – как спектакль,
который повторяется каждый день (может быть, и не один раз в день), у нее
других развлечений просто нет.
Валентин Бинг, Станция на
канале в Утрехте, Фрагмент «Мачта, лошадь, трос»
Как
работает конная тяга на канале: на баркасе есть мачта, через ее верхушку от
основания до лошади проброшен трос. Лошадь тянет барку за этот трос.
Для
наглядности – фото тех лет, когда не было самоходных судов.
Конная тяга на канале. Фото
начала двадцатого века
Отчетливо
виден трос, соединяющий барку с лошадьми.
Прошло
время, отпала необходимость в лошадях. И
теплоход сегодня привезет нас по этому же каналу в другой Утрехт. Где теперь та станция и та
харчевня? И девушка в окне?
Утрехт сегодня. Одна из
набережных на одном из каналов.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий