суббота, 14 марта 2015 г.

Этторе Рознер Франц. Прогулки по старому Риму

По старому городу - с художником. Каким был Рим 150 лет назад?
В стареющих городах (по меньшей мере, построенных в начале 20 века) есть какая-то особенная атмосфера. Определить ее невозможно: не то это дух прошлого, не то – особенная энергетика. Но когда входишь в старые кварталы, появляется ощущение сказки, легенды, таинственности. Может быть – тоска, как принято сейчас говорить – ностальгия – по ушедшим временам, когда все было и вкуснее, и зеленее, и даже радостнее.

Сохранить старину невозможно в полном объеме – жизнь меняется, меняются мерки, с которыми мы подходим к среде нашего обитания. И дороги надо привести в порядок, и канализацию сделать действующей, и стены сохранить от обрушения. Иногда приходится сносить старые постройки, расчищать, обновлять, улучшать...

Сегодня можно более или менее полно сохранить виды, ушедшие или уходящие в прошлое: фотография позволяет сделать это и легко, и просто. А полторы сотни лет назад? Надо было очень любить тот город, который был для тебя родным, чтобы посвятить ему немалую часть своего времени и таланта, запечатлеть, зарисовать, сохранить для будущего.

Этторе Розлер Франц — итальянский художник и фотограф немецкого происхождения.

На этом портрете художник изображен за работой: в левой руке палитра, в правой - кисть.

Джакомо Балла, портрет художника  Этторе Розлер Франца, 1903 год

Этторе родился в Риме в 1845 году. Его предки переселились в Рим из Германии в XVIII веке и основали в Риме хорошо известный тогда Hotel d’Allemagne. Поначалу Этторе работал в банке своего брата, с 1875 года нaчал рисовать.

Многие художники писали «архитектурные» картины (тому много примеров в Нидерландах), улицы, рынки. Но, пожалуй, Этторе Розлер Франц в этом отношении – непревзойден. Узнав о решении властей Рима о модернизации города, он выполнил колоссальную работу: более 100 эскизов, акварелей и фотографий. Это были не только и не столько архитектурные зарисовки, это были картины, передающие жизнь того времени.

Особенность его картин в том, что те места, которые он зарисовывал или фотографировал, остались в фотодокументах. Вот  примеры.


На картине - арка Аннунциата

Этторе Розлер Франц, арка Аннунциата

На фото - современный вид арки Аннунциата

Арка Аннунциата, современная фотография

На картине изображена арка Аннунциата и прилегающая к ней площадь

Этторе Розлер Франц, гостиница дель Орсо

На фото 1890-1901 года показаны строительные работы по укреплению берега Тибра.

Та же гостиница в процессе перестройки

На карте показано расположение гостиницы на берегу Тибра

Вот ее сегодняшнее месторасположение

Портику Оттавия художник посвятил несколько зарисовок: место было необычайно колоритным. Он его обрисовал, можно сказать, со всех сторон. Видимо, возле этого портика располагались рыночки: овощной, скотный, вещевой. Да еще здесь же торговали своей продукцией умельцы. Жизнь была (по нынешним понятиям) полусельская – у порога дома разлеглась стайка коз.

На картине - один из видов портика Октавия

Этторе Розлер Франц, Портик Октавия


Этторе Розлер Франц, Портик Октавия

 Огромная арка. Пожилая женщина выносит на продажу зелень, которую она могла вырастить в огороде возле дома. На плитах – остатках мощной колонны лежит свежая рыба, рядом в корзине – лук. 


Этторе Розлер Франц, Портик Октавия внутри

 Портик Октавия - один из видов

Этторе Розлер Франц, Портик Октавия

На современном снимке - вид портика Октавия

Портик Октавия сегодня

Фонтан у моста, встроенный в здание приюта для бедных

Этторе Розлер Франц, Фонтан у моста Систо

Сопременный вид фонтана - стоит в другом месте, отдельно.

Вид фонтана сегодня

Фонтан встроен в здание приюта для бедных. Впоследствии все было снесено, а фонтан восстановили на другом берегу Тибра.

Здесь – только малая часть работы художника. Великая работа. Старый Рим уходит, старый Рим остается...

Комментариев нет:

Отправить комментарий