воскресенье, 8 февраля 2015 г.
Рубенс. «Томирис с головой Кира». Жестокость или справедливость?
«Кир
(персидский царь – Б.Р.) задумал подчинить массагетов. Эти массагеты, как говорят,
многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу
солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским
племенем.» (здесь и далее – цитаты из
Геродота)*.
По Геродоту «с запада Кавказ граничит с так называемым
Каспийским морем, а на востоке по направлению к восходу солнца к нему примыкает
безграничная необозримая равнина. Значительную часть этой огромной равнины
занимают упомянутые массагеты».
«Массагеты носят одежду, подобную скифской... Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них
все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они
изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом.
Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не
встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии.
Если кто у них доживет до глубокой
старости, то все родственники собираются и закалывают старика в жертву, а мясо
варят вместе с мясом других жертвенных животных и поедают. Так умереть – для
них величайшее блаженство.»
«Много было у Кира весьма важных побудительных причин для этого похода.
Прежде всего – способ его рождения, так как он мнил себя сверхчеловеком, а
затем – счастье, которое сопутствовало ему во всех войнах. Ведь ни один народ,
на который ополчался Кир, не мог избежать своей участи.»
К царице
Томирис «...Кир отправил послов под предлогом сватовства, желая будто бы
сделать ее своей женой. Однако Томирис поняла, что Кир сватается не к ней, а
домогается царства массагетов, и отказала ему. Тогда Кир, так как ему не
удалось хитростью добиться цели, открыто пошел войной на массагетов.
Для переправы
войска царь приказал построить понтонные мосты через реку [Аракс], а на судах,
из которых состояли мосты, воздвигнуть башни.
Пока войско
Кира было занято этими работами, Томирис велела через глашатая сказать Киру вот
что: “Царь мидян! Отступись от своего намерения. Ведь ты не можешь знать
заранее, пойдет ли тебе на благо или нет сооружение этих мостов.
Оставь это,
царствуй над своей державой и не завидуй тому, что мы властвуем над нашей. Но
ты, конечно, не захочешь последовать этому совету, а предпочтешь действовать
как угодно, но не сохранять мир.
Если же ты
страстно желаешь напасть на массагетов, то прекрати работы по строительству
моста через реку. Переходи спокойно в нашу страну, так как мы отойдем от реки
на расстояние трехдневного пути. А если ты предпочитаешь допустить нас в свою
землю, то поступи так же”.
После этого
Кир призвал к себе вельмож, изложил им дело и спросил совета, как ему
поступить. Все единогласно сошлись на том, что следует ожидать Томирис с ее
войсками здесь, на этой земле.
Присутствующий
на совещании лидиец Крез не одобрил, однако, это решение. Он высказал свое
возражение в таких словах:
«...если ты
допустишь врагов в нашу собственную землю, то вот какая грозит нам опасность:
потерпев поражение, ты погубишь всю свою державу. Ведь совершенно ясно, что,
одолев тебя, массагеты не побегут в свою сторону, но вторгнутся в твои владения.
В случае же
победы над врагом твой успех, думаю, будет вовсе не так велик, как если бы ты
победил массагетов в их стране и стал преследовать бегущих. Я хочу сравнить
твои преимущества и их: ведь, разбив неприятеля, ты сможешь прямым путем
вторгнуться во владения Томирис.
...Так вот, по‑моему, нам следует перейти реку
и затем проникнуть в глубь страны, насколько враги отступят, а затем попытаться
одолеть их, поступив вот как. Как я узнал, массагетам совершенно незнакома
роскошь персидского образа жизни и недоступны ее великие наслаждения.
Поэтому‑то
нужно, думается мне, устроить в нашем стане обильное угощение для этих людей,
зарезав множество баранов, и сверх того выставить огромное количество сосудов
цельного вина и всевозможных яств.
Приготовив все
это, с остальным войском, кроме самой ничтожной части, снова отступить к реке.
Ведь если я не обманываюсь [в своем суждении], то враги при виде такого обилия
яств набросятся на них и нам представится возможность совершить великие подвиги»».
Кир устроил ловушку: он продвинул
свои войска на один дневной переход вглубь территории массагетов и остановился.
Массагеты перешли в наступление, разбили
персов (Кир специально оставил для них самую слабосильную часть своих войск),
и тут...
Огромное количество жареной баранины и вина. Соблазн велик, а человек слаб.
Они упились и объелись. И уже никакого боевого охранения, никаких дозоров. Так
их Кир и одолел. Мало того, он захватил в плен Скаргаписа - сына Томирис. Скаргапис в плену покончил
жизнь самоубийством, не желая терпеть позор.
А Томирис шлет Киру новое послание (она еще не знает о самоубийстве сына): «Кровожадный Кир! Не
кичись этим своим подвигом. Так вот,
послушайся теперь моего доброго совета: выдай моего сына и уходи подобру‑поздорову
из моей земли... Если же ты этого не сделаешь, то клянусь тебе богом солнца,
владыкой массагетов, я действительно напою тебя кровью, как бы ты ни был
ненасытен».
Царство Кира
Река Аракс (Aras)
Массагеты разгромили Кира, сам Кир
погиб.
«А Томирис наполнила винный мех человеческой кровью и затем велела отыскать
среди павших персов тело Кира. Когда
труп Кира нашли, царица велела всунуть его голову в мех.
Затем, издеваясь над покойником, она стала приговаривать так: “Ты все же
погубил меня, хотя я осталась в живых и
одолела тебя в битве, так как хитростью захватил моего сына. Поэтому‑то вот теперь я, как и грозила
тебе, напою тебя кровью”».
Рубенс изобразил торжество Томирис: голову Кира погружают в чашу с кровью
(здесь - отступление от рассказа Геродота, нарисована чаша вместо бурдюка).
Рубенс писал этот
сюжет дважды. Более позднее полотно – красочнее, богаче и, пожалуй, сильнее
подчеркивает смысл происходящего. На нем присутствуют дети и вельможи разных
рангов. Царица как бы дает урок твердости и тем, и другим. Она демонстрирует и
свою силу, и свою жестокость по отношению к врагам. Для детей это – наказ, как
надо действовать. Для вельмож – предупреждение о том, что их ждет, если они
взбунтуются против царицы.
Рубенс. «Томирис с головой Кира». 1622 год. Музей изящных
искусств, Бостон, США. (205х361 см)
Рубенс. «Томирис с головой Кира». 1620 год. Лувр.
263х199 см.
Как пишет «Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства», «этот
жестокий сюжет художники использовали в качестве аллегории правосудия, неизбежного возмездия за зло, обман,
предательство. Городские магистраты заказывали картины на этот сюжет для размещения их в залах суда. Теологи приводили историю Томирис и Кира как
"параллель" ветхозаветной истории Юдифи и Олоферна, а образ царицы, мстящей жестокому царю, рассматривали в качестве
прообраза Девы Марии, побеждающей Сатану».
(В евангелиях не
говорится о том, что дева Мария вступала в борьбу с Сатаной. Но легенда, возникшая в XIII веке в Византийской
империи и ставшая популярной
в Западной
Европе, рассказывает о юноше по имени Теофил,
состоявшем на службе у епископа. Он продал душу дьяволу и сделал быструю карьеру, потом раскаялся и
обратился за помощью к Марии, которая отобрала расписку Теофила у дьявола.
Отсюда - мотив о Марии как о защитнице христиан и победительности Сатаны.)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий