среда, 1 октября 2014 г.
Питер де Хох. В спальне
«Питер
де Хох отличается точным изображением людей в их повседневной жизни , будь то в
их домах или в замкнутом пространстве городского двора. Его виртуозное владение
светом, цветом и сложно построенной перспективой можно
сравнить с работой Яна Вермеера, его современника и коллеги в Делфте» (из
текста, сопровождающего картину в Национальной галерее искусств, Вашингтон,
США).
Питер де Хох, «Спальня», 1658, 50.8х61 см, Национальная
галерея искусств, Вашингтон, США
Утро. Большая комната. Прямо
перед зрителем – дверь в прихожую. И дальше –
еще одна дверь - во дворик, за забором которого видны кусты, деревья,
крыши соседних домов. Рассеянный свет падает из окон и из открытой на улицу
двери: видимо, солнце пробивается сквозь плотный туман.
Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Двор»
Обстановка не нищенская, но
и не роскошная. Справа – альков, закрытый портьерой с ламбрекеном. Прямо перед
зрителем - пара стульев с кожаными спинками и сиденьями, отделанными мебельными
гвоздями. Слева под окном - расписной кувшин на столике с массивными точеными
ножками. Над дверью и на простенке справа - картины. Под витражом, отделяющим
прихожую от спальни, и слева вдоль стен на той же высоте наклеены дельфтские
изразцы*. Пол в комнате выложен терракотовой плиткой, в прихожей – орнамент из
черной и белой плитки.
Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Столик»
Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Стул»
Занавеска витража из плотной
блестящей ткани подвешена на металлическом пруте, лежащем на кронштейнах: один
закреплен на стене, второй – на косяке двери. (Дотошный художник изобразил даже
дырки от вылетевших из витража кусочков стекла.)
Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Занавеска»
На фоне темной портьеры
алькова – светлое пятно: женщина с простыней в руках, на спинке стула висит
покрывало из плотной ткани с каким-то рисунком. Она перестилает постель,
проветривает белье. Может быть, она будет менять то, что лежит под простыней – справа от нее
видны соломинки (можно представить, какое количество сена или соломы требуется
для такой постели – воз!).
Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Альков»
Как это ни странно, но почти
в центре картины – ночной горшок (металлический, у него тонкая ручка)**.
Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Покрывало, ночной горшок»
Мама улыбается своему
ребенку, который собрался удрать на улицу поиграть с мячом (держит в левой
руке) и стоит у открытой двери. У дитяти – проказливое выражение лица, вот-вот
выйдет и закроет за собой дверь.
Еще несколько минут –
кровать будет приведена в порядок, горшок будет опорожнен и отправлен на место.
Что будет делать мама после этого – неизвестно, но вероятнее всего – займется
своим радостным ребенком.
* Дельфтский изразец в те
времена был своеобразным «миром чувственных вещей в картинках» (выражение Яна
Амоса Коменского, в 1658 году издавшем первый в истории иллюстрированный
учебник с таким же названием), энциклопедией, относительно дешевой и доступной.
Изразцы расписывались вручную, рисунки были самые разнообразные: изображение
профессий, детских игр, морских судов, библейских и евангельских сюжетов... Размер
плиток был приблизительно 120х120 мм. На такой площади их умещалось штук
200-300, и все – с разными рисунками. Естественное любопытство детей заставляло
родителей отвечать на вопросы. Это и было начальное семейное образование.
Канатоходец
Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная
роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств
Тель-Авива, 2014 год.
Косарь
Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная
роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств
Тель-Авива, 2014 год.
Солдат с пикой
Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная
роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств
Тель-Авива, 2014 год.
** Может быть, это дань
традиции голландских живописцев, которые во многих картинах изображали
отправление естественных надобностей.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий