среда, 1 октября 2014 г.

Питер де Хох. В спальне


«Питер де Хох отличается точным изображением людей в их повседневной жизни , будь то в их домах или в замкнутом пространстве городского двора. Его виртуозное владение светом, цветом и сложно построенной перспективой   можно сравнить с работой Яна Вермеера, его современника и коллеги в Делфте» (из текста, сопровождающего картину в Национальной галерее искусств, Вашингтон, США).


Питер де Хох, «Спальня», 1658, 50.8х61 см, Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

Утро. Большая комната. Прямо перед зрителем – дверь в прихожую. И дальше –  еще одна дверь - во дворик, за забором которого видны кусты, деревья, крыши соседних домов. Рассеянный свет падает из окон и из открытой на улицу двери: видимо, солнце пробивается сквозь плотный туман.


Питер де Хох, «Спальня»,  фрагмент «Двор»

Обстановка не нищенская, но и не роскошная. Справа – альков, закрытый портьерой с ламбрекеном. Прямо перед зрителем - пара стульев с кожаными спинками и сиденьями, отделанными мебельными гвоздями. Слева под окном - расписной кувшин на столике с массивными точеными ножками. Над дверью и на простенке справа - картины. Под витражом, отделяющим прихожую от спальни, и слева вдоль стен на той же высоте наклеены дельфтские изразцы*. Пол в комнате выложен терракотовой плиткой, в прихожей – орнамент из черной и белой плитки.


Питер де Хох, «Спальня»,  фрагмент «Столик»


Питер де Хох, «Спальня»,  фрагмент «Стул»

Занавеска витража из плотной блестящей ткани подвешена на металлическом пруте, лежащем на кронштейнах: один закреплен на стене, второй – на косяке двери. (Дотошный художник изобразил даже дырки от вылетевших из витража кусочков стекла.)


Питер де Хох, «Спальня»,  фрагмент «Занавеска»

На фоне темной портьеры алькова – светлое пятно: женщина с простыней в руках, на спинке стула висит покрывало из плотной ткани с каким-то рисунком. Она перестилает постель, проветривает белье. Может быть, она будет менять  то, что лежит под простыней – справа от нее видны соломинки (можно представить, какое количество сена или соломы требуется для такой постели – воз!).


Питер де Хох, «Спальня»,  фрагмент «Альков»

Как это ни странно, но почти в центре картины – ночной горшок (металлический, у него тонкая ручка)**.


Питер де Хох, «Спальня»,  фрагмент «Покрывало, ночной горшок»

Мама улыбается своему ребенку, который собрался удрать на улицу поиграть с мячом (держит в левой руке) и стоит у открытой двери. У дитяти – проказливое выражение лица, вот-вот выйдет и закроет за собой дверь.

Еще несколько минут – кровать будет приведена в порядок, горшок будет опорожнен и отправлен на место. Что будет делать мама после этого – неизвестно, но вероятнее всего – займется своим радостным ребенком.

* Дельфтский изразец в те времена был своеобразным «миром чувственных вещей в картинках» (выражение Яна Амоса Коменского, в 1658 году издавшем первый в истории иллюстрированный учебник с таким же названием), энциклопедией, относительно дешевой и доступной. Изразцы расписывались вручную, рисунки были самые разнообразные: изображение профессий, детских игр, морских судов, библейских и евангельских сюжетов... Размер плиток был приблизительно 120х120 мм. На такой площади их умещалось штук 200-300, и все – с разными рисунками. Естественное любопытство детей заставляло родителей отвечать на вопросы. Это и было начальное семейное образование.



Канатоходец
Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств Тель-Авива, 2014 год.


Косарь
Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств Тель-Авива, 2014 год.


 Солдат с пикой
Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств Тель-Авива, 2014 год.


** Может быть, это дань традиции голландских живописцев, которые во многих картинах изображали отправление естественных надобностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий