среда, 8 октября 2014 г.
Питер де Хох, Дворик дома в Дельфте
«Это одна из нескольких картин, подписанных и датированых 1658
годом . Тщательно выписанные постройки несколько затмевают фигуры на картине, ветхие стены садика справа контрастирует с
хорошо сохранившимся домом слева, где за небольшим коридором видно улицу, с только
что выметенным двориком, вымощенным кирпичом.» (Из текста, сопровождающего
картину на сайте музея)
Питер
де Хох, Дворик дома в Дельфте, 1658, 73.5 x 60 см, Национальная галерея, Лондон,
Англия
Конец лета. Желтеющая листва на вьющемся кустарнике, который
свисает с крыши справа. Неопределенное время дня: не то утро, не то вечер. На
небе – облачка, солнце, видимо, закрыто одним из них, поэтому рассеянное
освещение не позволяет определить точно, когда это происходит. Скорее всего,
это утро.
Слева перед зрителем – анфилада арок: одна арка ведет в
коридор с дверью в дом, вторая – на улицу, третья – в доме напротив, над его
окном (создается ощущение «расширения пространства»). Над первой аркой – картуш,
плита в рамке*, на которой выбито нечто вроде призыва: «Не отчаивайся! Взлету предшествует падение.
Ты еще можешь подняться! А пока что – смирение и покой!»
Дворик чисто выметен, метла валяется в сторонке. Слева видно
створку ставни, которая закрывает окно в
доме.
Стена дома делит картину на две части – левая ухоженная,
правая – почти развалина. Ступеньки ведут к покосившейся двери, над которой
просматривается подобие козырька: две балки, поперечина с подпоркой, кое-как
прибитой к ящику справа. Назначение ящика – соверщенно непонятное. Вероятно,
это был когда-то колодец: на стене видна
высоко поднимающаяся плесень.
Рядом с этим сооружением стоит ведро: может быть, колодец до
сих пор существует и им пользуются?
Пристройка явно нежилая, может быть, это кладовка с погребом.
Только что из нее вышли женщина и ребенок.
Они спускаются с крыльца. Девочка держит маму за руку. В
левой руке женщины – блюдо. Девочка
тоже несет что-то в подвернутом фартучке (может быть, хлеб или булочки). Куда
они направляются? Наверное, они несут завтрак женщине, которая стоит в проходе
и смотрит на улицу через открытую дверь.
Дамы о чем-то разговаривают, разговор о чем-то хорошем, обе
улыбаются. Скорее всего, они тоже будут завтракать и обсуждают приятности,
которые их ожидают за столом. Судя по одежде, эта женщина – служанка, а девочка – ее дочь.
Хозяйка стоит на входе в дом, сложив руки, что-то
рассматривает на улице. Или просто вышла размяться после сна, вдохнуть свежего
воздуха. О ней ничего определенного сказать нельзя, но она производит
нерадостное впечатление. Как бы у человека нет ни обязанностей, ни хлопот,
живет по инерции. И надпись на картуше ее не вдохновляет.
Питер де Хох, Дворик дома в Дельфте, фрагмент «Хозяйка у входа в дом"
Питер де Хох, Дворик дома в Дельфте, фрагмент «Картуш над входом"
Еще пара минут – ей подадут
завтрак, и две жизнерадостные женщины принесут ей не только пищу, но и немного хорошего
настроения...
Питер
де Хох, Дворик дома в Дельфте, фрагмент «Вход в пристройку»
Питер
де Хох, Дворик дома в Дельфте, фрагмент «Платье девочки»
Питер
де Хох, Дворик дома в Дельфте, фрагмент «Платье женщины»
Питер
де Хох, Дворик дома в Дельфте, фрагмент «Прическа и чепчик»
* Искусствоведы пишут, что де Хох в своих
картинах зачастую изображал то, чего на самом деле не может быть (например,
смещал хорошо известные здания, располагая их так, как ему хотелось). Про этот
картуш известно, что он находился в приделе одной из церквей Дельфта, в
какой-то момент придел был разрушен. Был он на самом деле встроен в арку дома
или нет – остается вопросом.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий