четверг, 14 августа 2014 г.

Питер де Хох, Посыльный с письмом (Man Hanging a Letter to a Woman in the Entrance Hall of a House)


Питер де Хоох (Pieter de Hooch) – голландский художник, за свою недлинную жизнь (он прожил 55 лет с 1629 по 1684 годы) написал множество небольших жанровых картинок (их размер, как правило, не превышает 70-80 см в длину и в ширину). Характерная особенность его полотен – подробно выписанные   дома – внутри или снаружи.  Картины кажутся статичными, бесстрастными. Но за идиллией, впечатление о которой создается обилием солнечного света, просматривается далеко непростая жизнь его персонажей.


Man Hanging a Letter to Woman in the Entrance Hall of a House, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

Летний день. В проем открытой настежь арочной двери  видны горожане на противоположном берегу канала, в спокойной воде которого отражаются высокие дома. Мощеная набережная поднята невысоко (может быть, чуть больше полуметра), в стенке канала видно ливневой люк.


Man Hanging a Letter to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Канал и два джентльмена»

На берегу – тенистое дерево, перед которым ближе к зрителю стоит очаровательная юная рыбачка в роскошной шляпке, в украшенном бантами платьи.


Man Hanging a Letter to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Платье девочки и удочка»


Man Hanging a Letter to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Шляпка девочки»

Она вышла из небедного дома: двусветный зал, витражи, орнаментированный пол, на стене справа – картины. Окна и двери открыты настежь.  У окна – невысокие деревянные подмостки, на стуле сидит хозяйка дома. В ее правой руке – письмо.

У женщины пышные рыжеватые волосы, подвязанные красноватым платочком, в ушах – крупные стеклянные серьги. На ней золотистого цвета юбка, блузка из тонкого прозрачного полотна, кофточка с подшитым длинным фартуком.


Man Hanging a Letter to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Женщина»


Man Hanging a Letter to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Прическа женщины»


Man Hanging a Letter to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Платье женщины»


Man Hanging a Letter to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Платье женщины»

Справа – длинноволосый молодой человек, в его левой руке – шляпа, в правой -  нечто похожее на пакет. Он протягивает этот предмет хозяйке.


Man Hanging a Letter to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Платье мужчины»

Посыльный – не почтальон (на нем нет сумки с почтой), он пришел специально. Особо стоит  остановиться на его одежде: курточка поверх белой рубашки, юбка с оборками из черных кружев на поясе и на половине подола. Как пишут историки, все дети носили юбки, и возраст перехода от детского платья к взрослому (от юбки к брюкам) не был точно установлен. Однозначно можно сказать, что посыльный – подросток. Кто его мог прислать? Вероятнее всего, какой-то родственник. Можно предположить, что этот юноша бывал здесь не один раз: пес его не любит, но на него не лает.

Пес как бы уходит, но оглянулся и потихоньку рычит.  Он очень хочет облаять гостя, но не решается: боязно. Его маленький собрат уютно расположился у хозяйки на коленях и спокойно разглядывает посетителя.


Man Hanging a Letter to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Пес»

Полное название картины: «Человек передает письмо женщине в прихожей». Нет уверенности в том, что название дал художник. Похоже, что это – творчество искусствоведов или одного из тех, через чьи руки  прошла картина. В любом случае, ключевым словом можно считать «прихожая»: комната, из которой есть вход в другие помещения – спальню, кладовую, гостиную... Остается только гадать, насколько велик дом. Но высота потолков говорит о том, что строение достаточно обширно.

Юная рыбачка обратила свой взор на маму: ее нарядили по другому случаю (может быть,  собрались в гости), а она добралась до снасти и решила выйти поразвлечься, пока мама занимается письмом. Она понимает, что делает не то, что хотела бы мама: у нее очень выразительный взгляд. Но и отказаться от своего желания нет сил.

Все как будто дышит спокойствием, никаких эффектных поз, резких движений, гримас. Но что настораживает в фигуре женщины - у нее совершенно плоская грудная клетка, напрочь отсутствует то, что называется бюстом. То есть, это не мама, это не зрелая женщина! Это – девушка, точнее - подросток.

Кажущаяся идиллия исчезает, появляется драматическая нота. Напряженность , скрытую драму передает одна деталь, точнее, ее отсутствие – бюст девушки.


Видимо, девушка – сестра малышки. Художник оставил (может быть, сам того не ведая) множество вопросов: девочки - сироты? Их родители – где они и что с ними? Кто ведет хозяйство? От кого письма и что в них? Ни на один вопрос нет ответа ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий