четверг, 14 августа 2014 г.
Питер де Хох, Посыльный с письмом (Man Hanging a Letter to a Woman in the Entrance Hall of a House)
Питер
де Хоох (Pieter de Hooch) – голландский
художник, за свою недлинную жизнь (он прожил 55 лет с 1629 по 1684 годы)
написал множество небольших жанровых картинок (их размер, как правило, не
превышает 70-80 см в длину и в ширину). Характерная особенность его полотен –
подробно выписанные дома – внутри или снаружи. Картины кажутся статичными, бесстрастными. Но
за идиллией, впечатление о которой создается обилием солнечного света,
просматривается далеко непростая жизнь его персонажей.
Man Hanging a Letter to Woman in the Entrance Hall of a House, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды
Летний
день. В проем открытой настежь арочной двери
видны горожане на противоположном берегу канала, в спокойной воде
которого отражаются высокие дома. Мощеная набережная поднята невысоко (может
быть, чуть больше полуметра), в стенке канала видно ливневой люк.
Man Hanging a Letter
to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Канал и два джентльмена»
На
берегу – тенистое дерево, перед которым ближе к зрителю стоит очаровательная
юная рыбачка в роскошной шляпке, в украшенном бантами платьи.
Man Hanging a Letter
to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Платье девочки и удочка»
Man Hanging a Letter
to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Шляпка девочки»
Она
вышла из небедного дома: двусветный зал, витражи, орнаментированный пол, на
стене справа – картины. Окна и двери открыты настежь. У окна – невысокие деревянные подмостки, на
стуле сидит хозяйка дома. В ее правой руке – письмо.
У
женщины пышные рыжеватые волосы, подвязанные красноватым платочком, в ушах –
крупные стеклянные серьги. На ней золотистого цвета юбка, блузка из тонкого
прозрачного полотна, кофточка с подшитым длинным фартуком.
Man Hanging a
Letter to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Женщина»
Man Hanging a
Letter to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Прическа женщины»
Man Hanging a Letter
to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Платье женщины»
Man Hanging a Letter
to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Платье женщины»
Справа
– длинноволосый молодой человек, в его левой руке – шляпа, в правой - нечто похожее на пакет. Он протягивает этот
предмет хозяйке.
Man Hanging a Letter
to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Платье мужчины»
Посыльный
– не почтальон (на нем нет сумки с почтой), он пришел специально. Особо
стоит остановиться на его одежде:
курточка поверх белой рубашки, юбка с оборками из черных кружев на поясе и на
половине подола. Как пишут историки, все дети носили юбки, и возраст перехода
от детского платья к взрослому (от юбки к брюкам) не был точно установлен.
Однозначно можно сказать, что посыльный – подросток. Кто его мог прислать?
Вероятнее всего, какой-то родственник. Можно предположить, что этот юноша бывал
здесь не один раз: пес его не любит, но на него не лает.
Пес
как бы уходит, но оглянулся и потихоньку рычит.
Он очень хочет облаять гостя, но не решается: боязно. Его маленький
собрат уютно расположился у хозяйки на коленях и спокойно разглядывает
посетителя.
Man Hanging a
Letter to Woman in the Entrance Hall of a House, фрагмент «Пес»
Полное
название картины: «Человек передает письмо женщине в прихожей». Нет уверенности
в том, что название дал художник. Похоже, что это – творчество искусствоведов
или одного из тех, через чьи руки прошла
картина. В любом случае, ключевым словом можно считать «прихожая»: комната, из
которой есть вход в другие помещения – спальню, кладовую, гостиную... Остается
только гадать, насколько велик дом. Но высота потолков говорит о том, что строение
достаточно обширно.
Юная
рыбачка обратила свой взор на маму: ее нарядили по другому случаю (может
быть, собрались в гости), а она
добралась до снасти и решила выйти поразвлечься, пока мама занимается письмом.
Она понимает, что делает не то, что хотела бы мама: у нее очень выразительный
взгляд. Но и отказаться от своего желания нет сил.
Все
как будто дышит спокойствием, никаких эффектных поз, резких движений, гримас.
Но что настораживает в фигуре женщины - у нее совершенно плоская грудная клетка,
напрочь отсутствует то, что называется бюстом. То есть, это не мама, это не
зрелая женщина! Это – девушка, точнее - подросток.
Кажущаяся
идиллия исчезает, появляется драматическая нота. Напряженность , скрытую драму
передает одна деталь, точнее, ее отсутствие – бюст девушки.
Видимо,
девушка – сестра малышки. Художник оставил (может быть, сам того не ведая)
множество вопросов: девочки - сироты? Их родители – где они и что с ними? Кто
ведет хозяйство? От кого письма и что в них? Ни на один вопрос нет ответа ...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий