вторник, 29 декабря 2020 г.

Сивилла. Что она предсказала себе?


Гадалки, пророки, предсказатели... Сколько их было в истории! А сколько есть – не перечесть! Были успешные, были известные, были таинственные. В памяти людей остались считанные единицы, среди которых непостижимый Нострадамус с зашифрованными в катранах предсказаниями и Сивилла Кумская, о которой сохранились только предания и воображаемый портрет работы Микельанджело Буонаротти в Сикстинской капелле. О Сивилле Кумской рассказал в «Метаморфозах» Овидий (четырнадцатая книга). 

Эней, на берег Кумский приплыв, к долговечной Сивилле в пещеру
Входит и молит ее, чтоб ему по Аверну спуститься
К манам отца 

(На берег Кумский – Кумы – первая греческая колония недалеко от Неаполя. Сивилла – пророчица, которая знала вход в подземное царство. Аверн – кратер вулкана, в котором находился вход в царство Аида. (спуститься к манам отца – к духам отца) 

Сивилла после долгой паузы обратила внимание на гостя: 

Она, наконец, свой потупленный долу 
Лик подняла и в бреду прорекла, под наитием бога: 
исполнится просьба 
И элизийский приют, последние мира пределы, 
Узришь, мной предвиден, и родителя призрак любезный.

«элизийский приют» - часть загробного мира, обитель душ блаженных, в которой, очевидно, пребывает душа отца Энея. 

После этого Сивилла говорит Энею: 

"Для добродетели нет недоступной дороги". Сказала, 
И показала ему золотую Авернской Юноны 
Ветвь, и велела ее оторвать от ствола 

"золотая Авернской Юноны ветвь" возле Аверна (входа в подземное царство) стояла статуя Юноны – матери царя этого царства Аида – с золотой ветвью в руке. 

"велела ее оторвать от ствола"предполагается, что где-то рядом было дерево или куст с золотыми ветвями. 

Эней побывал в подземном царстве, увидел тень своего отца, услышал предсказания о своем будущем. Сивилла сопровождала его в обратном пути – из мира мертвых в мир живых. 



Микельанджело Буонаротти, Сивилла Кумская, 1511, 375х380 см, Сикстинская капелла, Ватикан, Рим, Италия 



Вильям Тёрнер, Золотая ветвь, 1798, 76
х98 см, местонахождение неизвестно 




Вильям Тёрнер, Золотая ветвь, фрагмент «Золотая ветвь» 

Эней говорит Сивилле: 

«Богиня ли ты или божья избранница, только 
Будешь всегда для меня божеством! Клянусь, я обязан 
Буду навеки тебе, соизволившей дать мне увидеть 
Смерти пределы и вновь от увиденной смерти вернуться. 
Только на воздух опять изойду — за эти заслуги 
Храм воздвигну тебе и почет окажу фимиамом». 

Сивилла отвечает, что она – не богиня, что ей не подобает принимать божественные почести. Она рассказывает Энею, что она могла получить вечную жизнь, если бы согласилась на домогания Феба: 

«Ведай, что вечный мне свет предлагался, скончания чуждый,
Если бы девственность я подарила влюбленному Фебу» 

Феб обещал ей все, что могла бы захотеть Сивилла, но... Не зря говорят: «Молодо-глупо!». Она взяла горсть пыли и сказала, что хочет 

столько 
Встретить рождения дней, сколь много в той пыли пылинок. 
упустила одно: чтоб юной всегда оставаться! 

Сивилла продолжает: 

счастливейший возраст 
Прочь убежал, и пришла, трясущейся поступью, старость 
Хилая, — долго ее мне терпеть; уж семь я столетий 
Пережила; и еще, чтоб сравниться с той пылью, трехсот я 
Жатв дождаться должна и сборов трехсот виноградных. 

А что ее ждет через триста лет? Она рисует картину старения, которую увилит ее страстный поклонник Феб. 

Время придет, и меня, столь телом обильную, малой 
Долгие сделают дни; сожмутся от старости члены, 
Станет ничтожен их вес; никто не поверит, что прежде 
Нежно пылали ко мне, что я нравилась богу. Пожалуй, 
Феб не узнает и сам — и от прежней любви отречется.

Невеселое будущее той, к которой за предсказаниями стекались люди со всего мира... 

И стоит ли гадать о будущем?

Комментариев нет:

Отправить комментарий