четверг, 21 ноября 2019 г.

Адриан ван Остаде. Мастерская обедневшего художника



Адриан ван Остаде, Мастерская художника, 1647, 21 x 17 см, Art Institute Chicago, Чикаго, США 

Высокое помещение с огромным окном, застекленным витражем. Из окна – яркий свет. Художник за мольбертом с кистью и муштабелем. За его спиной – полка с книгами, шкаф с одной дверцей (следы второй не прослеживаются), к шкафу прислонены два полотна, на полу – не то книга, не то папка с набросками. На скамье стоит раскрытая книга, подпертая шкатулкой, - видимо, с нее и срисовывает свою картину мастер.


Адриан ван Остаде, Мастерская художника, фрагмент «Скамейка с книгой и ларцем» 

Под винтовой лестницей две женщины. Одна что-то размешивает в горшке (вероятно, у художника уже не было зубов, и она размельчает и растирает мясо). В левой руке второй – нечто вроде ковша. У столика – кувшин (с вином?). Похоже, время идет к обеду (мнение искусствоведов – подмастерья растирают краски).


Адриан ван Остаде, Мастерская художника, фрагмент «Женщины под лестницей» 

На стене слева висит лютня, пониже – картина в рамке.

Стул, на котором сидит художник, видал виды: торчит снизу солома набивки. Художник – в рабочей форме: берет (источник вдохновения?), фуфайка, шлепанцы без задника. На полочке прямо против мастера стоит копия античной статуи и еще какой-то небольшой гипс.


Адриан ван Остаде, Художник в своей студии, 1668 год, 38х36 см, Gemäldegalerie Alte Meister, Дрезден, Германия 

Эта картина написана спустя 20 лет. Похоже, что тот же художник, но дом и обстановка – другие. Помещение, в котором он работает, выглядит грязновато и странновато: под деревянным потолком натянуто нечто вроде тента. На заднем плане женская грузноватая фигура с чем-то вроде горшка. Дверь в прихожую открыта, лестницы ведут наверх и вниз. На полу – рисунки, на стене – череп лося, под потолком – лосиные рога. За спиной художника – гипсовая голова, перед ним справа – манекен с подвижными сочленениями. На полу – раковины от устриц.

На всем – печать запустения, неухоженности. Может быть, это рождено похмельем, а служанка еще не успела навести порядок. Она пока что принесла художнику горшок с едой и готовится его накормить. А устрицы – остаток ужина.


Адриан ван Остаде, Художник в своей студии, фрагмент «Витраж» 

Похоже, что у художника когда-то дела шли лучше, значительно лучше. Прежде всего – витраж. Далее – гнутый стул. И наконец, ботфорты. Все это – свидетели давнего присутствия денег.

Об их отсутствии говорит тент, натянутый под потолком: похоже, что это – защита от дождя. На ремонт потолка денег нет.


Адриан ван Остаде, Художник в своей студии, фрагмент  "Тент под потолком" 


Адриан ван Остаде, Художник в своей студии, фрагмент «Художник за мольбертом с муштабелем» 

Когда-то художник писал большие картины: большая рамка прислонена к стене. Сегодня в работе небольшое полотно. Скорее всего – в оплату долга в кабачке и в лавочках.


Адриан ван Остаде, Художник в своей студии, фрагмент «Прислуга (или кухарка)» 


Адриан ван Остаде, Художник в своей студии, фрагмент «Конский череп, полка с тетрадями, занавеска» 


Адриан ван Остаде, Художник в своей студии, «Гипс, раковины устриц» 


Адриан ван Остаде, Художник

Как художник обеднел? Прямых свидетельств процесса обнищания нет, но есть подозрительный предмет, напоминающий жбан для вина. На его горловине – тряпичная заглушка. Возможно, его содержание уже подходит к концу, поэтому художник взялся за очередную картину, чтобы обменять ее на пойло и какую-нибудь еду.

Еще одна деталь, которая не бросается в глаза только потому, что ее нет на картине: полное отсутствие готовых полотен. Для работающего художника такое совершенно невозможно. Значит, бывший мастер растерял свой талант, утопил его в вине и перестал писать, кроме как по крайней необходимости.

Комментариев нет:

Отправить комментарий