четверг, 29 ноября 2018 г.
Жан-Оноре Фрагонар, "Корес и Каллироя". В чем причина трагедии?
Как пишут искусствоведы, французский живописец Жан-Оноре Фрагонар
(1732-1806) в начале своей карьеры писал полотна с историческими сюжетами, но
вскоре перешел к пасторальным и жанровым картинам фривольного (иногда даже
очень фривольного) содержания. Картина "Корес и Каллироя" - из
начального периода его творчества, навеянная рассказом о несчастной любви,
который донес до нас древний автор Павсаний в "Описании Эллады".
Что мы видим на картине: полуобнаженная молодая женщина лежит возле
жертвенника с разведенным на нем огнем. Рядом с ней некто вонзает себе в грудь
кинжал. Сверху на это взирают небожители, а на пороге храма - публика с
любопытством и ужасом наблюдает за происходящим. После знакомства с рассказом
Павсания становится ясно, что кинжал себе в грудь вонзает Корес (служитель
Диониса), безответно влюбленный в женщину в обмороке, которую зовут Каллироя.
Фрагонар, Корес и Каллироя, 1765, 309х400 см,
Лувр, Париж, Франция
Эти события происходили в городе Патры (основан в VI веке до нашей эры),
который находится до сих пор на полуострове Пелопоннес.
Греция, города Патры и Додона
По древним преданиям в этой местности воспитывался Дионис, бог вина, и в городе
Патры было святилище Диониса. История, финал которой изобразил Фрагонар, -
смесь были и небыли, действительности и воображения, хотя обилие деталей в
рассказе древнего автора убеждает в ее правдивости.
Началось все с того, что служитель культа Диониса по имени Корес влюбился.
Его даму сердца звали Каллироя. И ничего в ней не было особенного - ни знатного
происхождения, ни богатой семьи, даже о ее красоте нет упоминания. Обычная
девушка. Но любовь была - не описать словами. Он пытался добиться ответного
чувства - не получалось. Каллироя не отвечала на его обещания подарков (вот тут
непонятно: похоже, что он не предлагал ей выйти за него замуж). Каллироя каждый
раз показывала, насколько он, Корес, ей неприятен, противен.
Естественно, Корес страдал от неразделенной любви. Сколько это продолжалось
- легенда умалчивает. Но исчерпав все свои хитрости, все свое умение Корес
решает обратиться за помощью к богу, которому он служит - к Дионису (или
Бахусу, что одно и то же). Дионис помог. Но помощь была несколько странной -
жители города начали умирать в безумии, как если бы они сильно напились.
Еще один темный момент в легенде: сколько человек умерло от этой
"помощи" и сколько времени это продолжалось. Но, как говорят,
"все хорошее когда-нибудь кончается" - народ спохватился: мрут
людишки, надо что-то делать. А что делать - никто не знает. Посылают гонцов в
соседний город под названием Додона (сегодня от него сохранились только
развалины), который славился своим оракулом при храме Зевса: этот оракул упоминается
на одном уровне с Дельфийским - его популярность была такова, что к нему
обращались из Спарты, Афин, Фив. Оракул возвестил нечно страшное (и странное): что
Аполлон в гневе на жителей города, что все их беды прекратятся, когда Корес
принесет в жертву Каллирою. Возможен вариант: может быть, кто-то решится
умереть вместо нее. Мягко говоря, никакой логики: убить девушку за то, что она
не может полюбить противного ей человека.
Каллироя в отчаянии просит спасения у родителей, но они готовы отдать ее в
жертву, чтобы избавить город от божественного гнева. Каллироя не может
противостоять этому безумию, она соглашается стать жертвой.
И вот город готовится к этому (другого слова нет!) злодеянию: алтарь,
разведенный жертвенный огонь, ее ведут - как овцу - зарезать и сжечь! И тут
Корес то ли прозревает, то ли что - он закалывает себя вместо Каллирои.
Проклятие снято! Но это еще не конец трагедии: до Каллирои доходит смысл
самоубийства Кореса - и она утопилась.
Вот такая жуткая история, то ли быль, то ли небыль.
PS Напомню, что Корес был жрецом бога вина, Диониса. Из этой истории можно
вывести мораль: пить надо меньше!
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий