четверг, 18 октября 2018 г.

Каналетто и Варшава. Что их связывает?



Художник и город. Этот художник писал городские виды, городские пейзажи (этот жанр называется "ведута"). Кто-то занимался портретами, кто-то природой, кто-то казарменными сценками, а Бернардо Белотто был предан городским видам. 

Как правило, это были существовавшие в его время улицы, площади, здания. Но как художник может творить без фантазии? Не получается! А что выходит из-под его кисти? Это может быть и фантастический вид города, то есть, такой, на котором все – вымысел. Это может быть и автопортрет на фоне городского пейзажа, где и пейзаж существовал  только в воображении художника, и автопортрет сходен с оригиналом  только в очертаниях фигуры и лица.

Мы стоим перед картиной Бернардо Белотто по прозвищу "Каналетто", которая называется "Архитектурная фантазия с автопортретом в костюме посла Венеции".


Бернардо Белотто, Архитектурная фантазия с автопортретом в костюме посла Венеции, 155х112 см, частная коллекция


Бернардо Белотто, Архитектурная фантазия с автопортретом в костюме посла Венеции, фрагмент   "Автопортрет"

Роскошный парик, богатый малиновый плащ, сверкающая золотом накидка на левом плече – видимо, так выглядел посол Венеции в те годы. И все это – на фоне сложнейшего архитектурного сооружения: мостовой переход на высоте около пяти метров, длиннейшая колоннада с галереей...

Жест посла (то есть, самого художника) - как бы приглашение посмотреть на его творение. А кто сопровождает художника? Искусствоведы пишут, что за ним стоит его верный слуга Чеко, рядом – пожилой аббат с папкой, в которой (можно предположить) лежат эскизы.

Этому художнику есть чем похвалиться: он очень рано стал востребованным.

Его мать звали Фьоренца Доменико Канале, отца – Лоренцо Белотто. Имя, данное будущему художнику при крещении: Бернардо Франческо Паоло Эрнесто. А приставка "Каналетто", видимо, была данью почтения к матери. Фьоренца была старшей из трех сестер венецианского художника Антонио Каналетто, который писал красочные виды Венеции и регаты.

Бернардо родился в 1722 году, в возрасте 13 лет стал заниматься в студии своего дяди и настолько усвоил его живописные приемы, что до сих пор для искусствоведов проблематично определение авторства: кто писал – дядя или племянник?

В возрасте 16 лет Бернардо становится членом гильдии художников в Венеции. Он занимаетсяя не только живописью, он еще и гравер, и печатник. В 1745 году (художнику 23 года!) от выполняет два вида Турина для Карла Эммануэля III, короля Сардинии и герцога Савойского. Это были первые заказанные работы, они были подписаны с указанием "Каналетто II", как бы подчеркивая связь с известным дядей.


Бернардо Белотто, Рынок Пирны, 1753, 134х238 см, галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

В 1747 году Белотто покидает Венецию и поступает на службу к Августу II, который был и правителем Саксонии, и королем Польши. В 1748 году он получает звание "художник двора". Он пишет виды Дрездена и пригородов Пирны (города в Саксонии) – четырнадцать больших панорам Дрездена и одиннадцать – Пирны в течение шести лет с 1747 года. Эти картины невозможно было приписать его дяде.


Бернардо Белотто, Вена, Доминиканская церковь, 1759, 115х155 см, Музей истории искусства, Вена, Австрия

1758-1761 год, Вена. Тринадцать больших полотен с видами достопримечательных мест Вены были написаны для императрицы Марии Терезии: ее дворцы и здания, построенные по ее планам.

В 1761 году благоденствие закончилось, художнику пришлось добывать хлеб преподаванием в королевской академии искусств в Дрездене, заниматься гравюрами. Он делает множество уменьшенных копий со своих картин (при помощи и участии своих учеников).  Тогда же он пишет два необычных вида военного Дрездена и большое количество фантастических ведут.

В 1766 году Белотто со своим сыном принимают решение отправиться в Россию ко двору Екатерины Великой. Но по пути он прибывает в Варшаву, где ему сразу же предложили должность художника при дворе польского короля Станислава II Августа Понятовского.


Бернардо Белотто, Варшава, улица Медовая, 1777, 84х197 см, Королевский дворец, Варшава, Польша

Четырнадцать последующих лет он жил при дворе в спокойствии и достатке.  Результат – двадцать шесть полотен с видами Варшавы, которые украсили "Зал Каналетто" в королевском дворце. Эти полотна, выполненные со скрупулезной точностью, были использованы в процессе восстановления Варшавы после второй мировой войны.

Художник умер в Варшаве 17 ноября 1780 года, его могила не сохранилась Сегодня на некоторых улицах Варшавы можно увидеть репроодукции фрагментов его картин.


Комментариев нет:

Отправить комментарий