пятница, 24 августа 2018 г.

Ян Ливенс, "Аллегория мира". Что для него был мир без войн?






Ян Ливенс, Аллегория мира, 1652, 217х211 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

Эта картина была написана в год начала первой Англо-Голландской войны. Художнику было в это время 25 лет, он уже был достаточно известен, даже популярен.
Что побудило Ян Ливенса (1607-1674) выполнить такую работу? Обратимся к биографии художника.
По свидетельству историка нидерландской живописи семнадцатого века Арнольда Хоубракена, Ян Ливенс родился в семье ковровщика, учился у Йориса Ферсхотена. Когда ему исполнилось 10 лет, его отправляют на обучение на два года в Амстердам, к живописцу Питеру Ластману. Через два года, в возрасте двенадцати лет он поселяется в Лейдене и начинает работать самостоятельно. Его замечают благодаря выдающимся способностям, он превосходно выполнил копию картины "Демокрит и Гераклит" художника Корнелиса ван Харлема и портрет своей матери. На него обратил внимание принц Морис Нассауский ( принц Оранский, это произошло в начале 1620 года), который купил картину с изображением мальчика, читающего при свете горящего торфа. Он передал эту картину английскому послу, а посол подарил ее королю Англии Якову I.

Видимо, этот дар настолько понравился королевскому двору, что в 1638 году, когда художнику уже исполнился 31 год (через одиннадцать лет после получения картины!) Яна приглашают работать на королевский двор Англии.

(В биографии художника был очень интересный период: в 1626-1631 годах Ян работал в одной студии вместе с Рембрандтом. Результатом этого процесса стало то, что специалисты затрудняются определить авторство - настолько похоже они работали.)

В том же 1638 году он возвращается в Антверпен. У него много заказов от вельмож, чиновников, городских учреждений. Так, картина "Великодушие Сципиона" была написана для зала приемов городской ратуши Лейдена.

В 1655 году после того, как он поработал художником при королевских дворах Гааги и Берлина, Ян переселяется в Амстердам.

"Аллегория мира" была написана в 1652 году, когда началась первая англо-голландская война.  Неспокойное время беспокоило не только Яна Ливенса: картины с таким названием были написаны разными художниками. Но везде, в каждом полотне читалась мысль: "Мир - это процветание, изобилие, радость!"

На полотне Ливенса - шесть женщин: три слева и три справа. В центре изображено возложение лаврового венка - символа мира. И возлагает этот венок Афина Паллада, богиня войны (мысль, которая за этим скрывается: мир возможен только после победы на поле боя).  Фигуры слева и справа несут коронованной особе цветы (как знак процветания) и фрукты (как образ изобилия).


Ян Ливенс, Аллегория мира, фрагмент "Коронование"


Ян Ливенс, Аллегория мира, фрагмент "Символы изобилия"

Мирная женщина (та, что коронована лавровым венком) - не такая уж и мирная: она подмяла под себя какого-то разбойника и сидит на нем. Надо полагать, что этот поверженный - Арес, бог жестокой и беспощадной войны.


Ян Ливенс, Аллегория мира, фрагмент "Поверженный Арес"

Несколько детских фигур (путти), видимо, символизируют радости материнства и спокойной семейной жизни.

Тревоги художника было обоснованными: войны следовали одна за другой,   Нидерланды постепенно приходили в упадок. В 1672 году пришла  экономическая катастрофа.

Ян привык вести роскошную жизнь, а новое положение дел не приносило ему достаточного количества денег. Он умер в нужде,  и чтобы не платить его долги, семья отказалась от него самого и его наследства.

Ему не довелось увидеть мир без войн, мир, полный радости и изобилия. Бесславный итог жизни великолепного художника...






Комментариев нет:

Отправить комментарий