пятница, 24 августа 2018 г.
Ян Ливенс, "Аллегория мира". Что для него был мир без войн?
Ян Ливенс, Аллегория мира, 1652, 217х211 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды
Эта картина была написана в год начала первой Англо-Голландской
войны. Художнику было в это время 25 лет, он уже был достаточно известен, даже
популярен.
Что
побудило Ян Ливенса (1607-1674) выполнить такую работу? Обратимся к биографии
художника.
По свидетельству историка нидерландской живописи семнадцатого века Арнольда
Хоубракена, Ян Ливенс родился в семье ковровщика, учился у Йориса Ферсхотена.
Когда ему исполнилось 10 лет, его отправляют на обучение на два года в
Амстердам, к живописцу Питеру Ластману. Через два года, в возрасте двенадцати
лет он поселяется в Лейдене и начинает работать самостоятельно. Его замечают
благодаря выдающимся способностям, он превосходно выполнил копию картины
"Демокрит и Гераклит" художника Корнелиса ван Харлема и портрет своей
матери. На него обратил внимание принц Морис Нассауский ( принц Оранский, это
произошло в начале 1620 года), который купил картину с изображением мальчика,
читающего при свете горящего торфа. Он передал эту картину английскому послу, а
посол подарил ее королю Англии Якову I.
Видимо, этот дар настолько понравился королевскому двору, что в
1638 году, когда художнику уже исполнился 31 год (через одиннадцать лет после
получения картины!) Яна приглашают работать на королевский двор Англии.
(В биографии художника был очень интересный период: в 1626-1631
годах Ян работал в одной студии вместе с Рембрандтом. Результатом этого
процесса стало то, что специалисты затрудняются определить авторство -
настолько похоже они работали.)
В том же 1638 году он возвращается в Антверпен. У него много
заказов от вельмож, чиновников, городских учреждений. Так, картина
"Великодушие Сципиона" была написана для зала приемов городской
ратуши Лейдена.
В 1655 году после того, как он поработал художником при королевских
дворах Гааги и Берлина, Ян переселяется в Амстердам.
"Аллегория мира" была написана в 1652 году, когда началась
первая англо-голландская война. Неспокойное
время беспокоило не только Яна Ливенса: картины с таким названием были написаны
разными художниками. Но везде, в каждом полотне читалась мысль: "Мир - это
процветание, изобилие, радость!"
На полотне Ливенса - шесть женщин: три слева и три справа. В центре
изображено возложение лаврового венка - символа мира. И возлагает этот венок Афина
Паллада, богиня войны (мысль, которая за этим скрывается: мир возможен только
после победы на поле боя). Фигуры слева
и справа несут коронованной особе цветы (как знак процветания) и фрукты (как
образ изобилия).
Ян Ливенс, Аллегория мира, фрагмент
"Коронование"
Ян Ливенс, Аллегория мира, фрагмент
"Символы изобилия"
Мирная женщина (та, что коронована лавровым венком) - не такая уж и
мирная: она подмяла под себя какого-то разбойника и сидит на нем. Надо
полагать, что этот поверженный - Арес, бог жестокой и беспощадной войны.
Ян Ливенс, Аллегория мира, фрагмент
"Поверженный Арес"
Несколько детских фигур (путти), видимо, символизируют радости
материнства и спокойной семейной жизни.
Тревоги художника было обоснованными: войны следовали одна за
другой, Нидерланды постепенно приходили в упадок. В
1672 году пришла экономическая катастрофа.
Ян привык вести роскошную жизнь, а новое положение дел не приносило
ему достаточного количества денег. Он умер в нужде, и чтобы не платить его долги, семья отказалась
от него самого и его наследства.
Ему не довелось увидеть мир без войн, мир, полный радости и
изобилия. Бесславный итог жизни великолепного художника...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий