среда, 4 апреля 2018 г.

Жюль Бастьен – Лепаж, «Продавщица цветов». Что художник донес до зрителя?



Знаменитый французский художник Жюль Бастьен-Лепаж (1842-1884) за свою относительно короткую жизнь заработал мировую славу. В 20 лет он поступил в Школу изящных искусств, его учителями были Александр Кабанель и Рафаэль Коллин. В 1875 году получил Римскую премию (его друг князь Божидар Карагеоргиевич в 1890 году написал, что Жюль не намеревался поехать в Рим, его не привлекала классическая школа, но Римская премия как бы окрылила его) . 

Критика благосклонно встречала его работы, он стал популярным портретистом. Среди знаменитостей, чьи портерты он написал, были принц Уэльский, Сара Бернар, Жюльетта Друэ и еще, и еще... Его работы можно увидеть во многих музеях и в частных коллекциях.


Бастьен-Лепаж, Автопортрет, 1875, частная коллекция

Среди прославленных шедевров мастера есть две малоизвестные картины с одинаковым названием - "Продавщица цветов".


Бастьен-Лепаж, Продавщица цветов, 40х21 см, музей Бастьен-Лепажа, Монтмеди, Франция

Акварель на бумаге, размер 40х21 см. Девушка с короткострижеными огненно-рыжими волосами, можно сказать, взрослеющая девочка, в заношенном и грязноватом одеянии стоит на фоне кирпичной стены с обвалившейся штукатуркой и лестницы с обшарканными щербатыми ступенями. В ее правой руке – букет цветов, левая скрыта под большой шалью: поздняя осень, мороза еще нет, но холодновато. 

Она стоит давно, замерзла, и для того, чтобы сохранить остатки тепла, сдвинула колени и ступни. Губы слишком яркие, чтобы быть естественными, скорее всего – подкрашены. Широко раскрытые бездонные глаза смотрят как бы слегка вверх – может быть, перед ней покупатель повыше ее ростом. В глазах и вопрос, и надежда на то, что покупатель решится взять этот последний букет, и она сможет пойти домой согреться. 

Вероятнее всего, что именно такой увидел Бастьен-Лепаж продавщицу цветов. Что же побудило его написать картину в полный рост: 173х90 см? Что побудило его изменить и обстановку, и внешний вид девушки?


Бастьен-Лепаж, Продавщица цветов, 173х90 см, 1882, частная коллекция

В полноразмерной «Продавщице цветов» изменилась цветовая гамма: шаль почернела, букет стал ярко контрастным и потерял некоторую воздушность – теперь в нем красные розы на темнозеленой листве. Изменился фон: вместо кирпичной кладки – облицованные мрамором цоколь и стены, вместо выщербленных ступенек – мраморная лестница.

Одежда стала намного приличнее, она не производит впечатление заношенной, скорее наоборот – новой или свежевыстиранной.

Лицо потеряло детские черты: брови выщипаны, губы окрасила темнокрасная помада, аккуратно постриженные волосы стали почти черными, на шее появилось нечто вроде украшения – черная бархатная ленточка.

На акварели рядом с героиней никого нет, на картине (второй план)  из-за угла появляется бородатый пожилой господин в светлом котелке. Он с явным интересом присматривается к цветочнице. Он не похож на человека, который дал ей цветы на продажу. Скорее он выслеживает ее, эта девочка-подросток для него - дичь.

Есть и третий план –яркие пятна наводят на мысль, что девушка продает цветы в каком-то оживленном торговом месте.

Казалось бы, все перемены к лучшему, а из глаз струится неизбывная тоска.

Вряд ли художник наблюдал все эти превращения на той же самой модели. Скорее всего, вторая картина появилась в результате наблюдений за уличными сценками. Похоже, что художник написал своего рода прогноз, предсказание для захудалой цветочницы: переход от жестокой бедности к выходу на панель.

Когда вы рассматриваете эти картины по отдельности, нет ощущения чего-то из ряда вон выходящего: обычная девочка, обычная уличная сценка, ни драмы, ни комедии, ни тем более -  трагедии. Все обыденно. Но если вы их ставите рядом, вместе они пробуждают необычно сильное, можно сказать - пронзительное сочувствие к героине.


Жюль Бастьен-Лепаж, Цветочница

Что касается картин - невозможно сказать, какая из них лучше...



Комментариев нет:

Отправить комментарий