среда, 4 апреля 2018 г.
Жюль Бастьен – Лепаж, «Продавщица цветов». Что художник донес до зрителя?
Знаменитый
французский художник Жюль Бастьен-Лепаж (1842-1884) за свою относительно
короткую жизнь заработал мировую славу. В 20 лет он поступил в Школу изящных
искусств, его учителями были Александр Кабанель и Рафаэль Коллин. В 1875 году
получил Римскую премию (его друг князь Божидар Карагеоргиевич в 1890 году
написал, что Жюль не намеревался поехать в Рим, его не привлекала классическая
школа, но Римская премия как бы окрылила его) .
Критика благосклонно встречала
его работы, он стал популярным портретистом. Среди знаменитостей, чьи портерты
он написал, были принц Уэльский, Сара Бернар, Жюльетта Друэ и еще, и еще... Его
работы можно увидеть во многих музеях и в частных коллекциях.
Бастьен-Лепаж, Автопортрет, 1875, частная коллекция
Среди
прославленных шедевров мастера есть две малоизвестные картины с одинаковым
названием - "Продавщица цветов".
Бастьен-Лепаж, Продавщица цветов, 40х21 см, музей Бастьен-Лепажа,
Монтмеди, Франция
Акварель на
бумаге, размер 40х21 см. Девушка с
короткострижеными огненно-рыжими волосами, можно сказать, взрослеющая девочка,
в заношенном и грязноватом одеянии стоит на фоне кирпичной стены с обвалившейся
штукатуркой и лестницы с обшарканными щербатыми ступенями. В ее правой руке –
букет цветов, левая скрыта под большой шалью: поздняя осень, мороза еще нет, но
холодновато.
Она стоит давно, замерзла, и для того, чтобы сохранить остатки
тепла, сдвинула колени и ступни. Губы слишком яркие, чтобы быть естественными,
скорее всего – подкрашены. Широко раскрытые бездонные глаза смотрят как бы
слегка вверх – может быть, перед ней покупатель повыше ее ростом. В глазах и
вопрос, и надежда на то, что покупатель решится взять этот последний букет, и
она сможет пойти домой согреться.
Вероятнее всего,
что именно такой увидел Бастьен-Лепаж продавщицу цветов. Что же побудило его
написать картину в полный рост: 173х90 см? Что побудило его изменить и
обстановку, и внешний вид девушки?
Бастьен-Лепаж, Продавщица цветов, 173х90 см, 1882, частная
коллекция
В
полноразмерной «Продавщице цветов» изменилась цветовая гамма: шаль почернела,
букет стал ярко контрастным и потерял некоторую воздушность – теперь в нем
красные розы на темнозеленой листве. Изменился фон: вместо кирпичной кладки –
облицованные мрамором цоколь и стены, вместо выщербленных ступенек – мраморная
лестница.
Одежда стала
намного приличнее, она не производит впечатление заношенной, скорее наоборот –
новой или свежевыстиранной.
Лицо потеряло
детские черты: брови выщипаны, губы окрасила темнокрасная помада, аккуратно
постриженные волосы стали почти черными, на шее появилось нечто вроде украшения
– черная бархатная ленточка.
На акварели
рядом с героиней никого нет, на картине (второй план) из-за угла появляется бородатый пожилой
господин в светлом котелке. Он с явным интересом присматривается к цветочнице.
Он не похож на человека, который дал ей цветы на продажу. Скорее он выслеживает
ее, эта девочка-подросток для него - дичь.
Есть и третий
план –яркие пятна наводят на мысль, что девушка продает цветы в каком-то
оживленном торговом месте.
Казалось бы,
все перемены к лучшему, а из глаз струится неизбывная тоска.
Вряд ли
художник наблюдал все эти превращения на той же самой модели. Скорее всего,
вторая картина появилась в результате наблюдений за уличными сценками. Похоже,
что художник написал своего рода прогноз, предсказание для захудалой
цветочницы: переход от жестокой бедности к выходу на панель.
Когда вы
рассматриваете эти картины по отдельности, нет ощущения чего-то из ряда вон
выходящего: обычная девочка, обычная уличная сценка, ни драмы, ни комедии, ни
тем более - трагедии. Все обыденно. Но
если вы их ставите рядом, вместе они пробуждают необычно сильное, можно сказать
- пронзительное сочувствие к героине.
Жюль Бастьен-Лепаж, Цветочница
Что касается
картин - невозможно сказать, какая из них лучше...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий