четверг, 12 октября 2017 г.

Жизнь тирольцев. Как ее видел Адольф Эберле?


Вероятно, большинство читателей знает о Тироле не так уж много: где-то в Европе, где-то в Альпах, тирольцы своеобразно поют и носят шляпы с пером.  И все это верно: Тироль – федеральная земля Австрии, располагается на севере Италии, в Альпах, его территорию осваивали человекоподобные существа с пятнадцатого тысячелетия до новой эры, он входил в состав Римской империи в начале новой эры. Тироль постоянно был предметом споров между императорами и королями, его делили и соединяли на протяжении веков. Территориальные споры закончились только в 1992 году, при этом этническим группам была гарантирована сохранность культурных и языковых различий.



Тироль

Одна из известных особенностей культуры тирольцев – пение с переходом с грудного голоса на фальцетный (это можно услышать в американском фильме "Звуки музыки"). Увидеть тирольцев в их традиционной одежде можно на картинах уроженца Мюнхена (Германия) художника Адольфа Эберле (1843- 1914). Очевидно, первые уроки живописи он получил у отца Роберта Эберле, который писал пасторальные картины. Семнадцати лет он начал учиться в Мюнхене. В 1861 году ему дали возможность выставить свою картину "Продажа последней коровы", по которой впоследствии была сделана гравюра (для молодого художника это был несомненный успех!).

Часть своей жизни он посвятил делам давно минувших дней – рисовал картины Тридцатилетней (1618-1648 годы) и Семилетней (1756-1753 годы) войн. Видимо, эти произведения не нашли отклика у публики, и художник вернулся к альпийской жизни. Его герои и героини живут в Альпах и радуются жизни.

"Музыка в Альпах"


Адольф Эберле, Музыка в Альпах, 1914, 53х99 см, частная коллекция

Действие картины "Музыка в Альпах" происходит в протестантском доме: на угловом шкафчике лежит толстая книга, очевидно, Библия, нигде не видно ни икон, ни религиозных статуэток.


Угловой шкафчик с Билией

Левее – поставец над кухонным шкафом.


Поставец над шкафом

Ясно, что к хозяйкам, молодым и веселым, зашел в гости знакомый охотник. Ружье он положил возле теплой лежанки, а добычу – оленя – бросил на пол.


Ружье

Девушки пославили гостю бутылочку и рюмку, охотник выпил, расслабился, попросил инструмент (кифара, похожа на гусли) и запел. Что он им поет – нам не понять, но что-то очено двусмысленное: девушки от этого пения не на шутку раскраснелись.

"Урок естествознания"


Адольф Эберле, Урок естествознания, 49х59 см, частная коллекция

Дед с трубкой держит на коленях толстую книгу, раскрытую на странице со слоном, и что- то рассказывает внукам. Эта книга, видимо – "Жизнь животных" Альфреда Брема, немецкого зоолога. Книга все время в движении, она выглядит потрепанной. Скорее всего, дети слышали дедушкины рассказы не один раз, поэтому они подсмеиваются. По-настоящему внимательный слушатель – самый младций, который держив руках самодельный арбалет. Возможно, он представляет себя охотником на слонов.

"Семья в амбаре"


Адольф Эберле, Семья в амбаре, 60х76 см, частная коллекция

Старшая сестра привела в амбар своих братьев и сестру: показать подросших щенков. Самый младший у нее на коленях, тянет руку к шенку и как бы слегка побаивается. Который постарше держит в руках краюху хлеба и ждет, когда щенки начнут ее есть. А они еще не понимают, как можно есть хлеб!

Картины Адольфа Эберле за редким исключением попали в частные коллекции. В 1952 году, спустя почти сорок лет после смерти, в его честь назвали улицу в пригороде Мюнхена. 

Неоспоримое достоинство его картин -  они доносят до нас характерные черты быта тирольцев начала прошлого века.


Комментариев нет:

Отправить комментарий