среда, 4 октября 2017 г.
Джузеппе Креспи, портрет графа Фульвио Грати. Что за человек на портрете?
Как пишут искусствоведы, Джузеппе
Мария Креспи (1665 – 1747) был
самым выдающимся художником в Болонье. Он работал маслом, писал фрески и выполнял
книжные иллюстрации. Кисти Креспи принадлежат религиозные картины (ближе к
концу его карьеры), мифологические
сцены, портреты и жанровые картины.
Креспи учился в
Болонье у Доменико
Марио
Канути (работал в его студии)* и
Карло Циньяни, а также у Джан
Антонио Буррини, у которого
он работал помощником и у которого Креспи встретил своего
первого покровителя, Джованни Риччи.
Среди его работ – иллюстрации для юбилейного издания книги Джулио Чезаре Кроче "Бертольдо и Бертольдино"**, выполненные
Креспи в двадцатых годах XVIII века.
Джузеппе Креспи, портрет графа Фульвио Грати, 1720, 228х173 см, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания
Портрет графа Фульвио Грати (1720
год) до 1974 года находился в
коллекции Салины Аморини в Болонье***, в 1974 году он был продан музею
Тиссена-Борнемиссы. Кто запечатлен
на портрете – выяснить не удалось. Скорее всего, это член богатой сенаторской
семьи, поэтому и портрет так долго не менял своего хозяина.
Картина - не портрет в
собственном смысле слова, а нечто аллегорическое, причем изображение не дает
возможности отгадать, что хотел всем этим выразить художник.
Судите сами: три
человеческих фигуры, собака, несколько музыкальных инструментов, ноты. У
главного персонажа – устремленный в пространство взгляд, положение его рук –
одна на деке большой лютни, другая на грифе мандолины - тоже не позволяет хоть
что-нибудь предположить.
Слева позади графа
человек (судя по одежде – мастеровой) открывает темный, местами – черный
занавес, за которым не просматривается ничего. Перед графом справа – негр с кипой нот в руках и
подмышкой, одетый как слуга. Он почему-то непропорционально маленький (был он
таким в действительности или это плод воображения художника?).
Слева в углу картины зритель видит свернутые
рулоном ноты, лежащие в корпусе лютни: это заготовка будущего инструмента, у
нее нет грифа и держателя колков.
Рядом с этими предметами – пес, стоящий на
задних лапах и взирающий на художника.
Может быть, цвета картины дадут намек на
личность графа? Почему на заднике – черный занавес с отблесками красного? Что
бы это могло значить? Что темной завесой прикрыто таинственное прошлое, а после
подъема этого занавеса ровным счетом ничего на проясняется?
Почему художник украсил графа огромным
золотистым покрывалом (непохоже, что у музыканта есть какие-то заметные
физические недостатки)? Тогда остается предположить, что покрывало – символ
богатства (на графе нет никаких украшений, в интерьере нет ни скульптур, ни
дорогой посуды).
Однозначно – перед нами музыкант,
разносторонний музыкант: обилие нот и несколько инструментов. Очень может быть,
что он сам делает инструменты (недоделанная лютня на полу слева). Никаких
сомнений в том, что этот человек – из правящей верхушки: черный слуга – раб
этому подтверждение. Вероятно, в прошлом у него
были не очень приятные события (как и у каждого вельможи всех времен).
А что может символизировать едва обозначенная
на мрачном фоне арфа? Трагически закончившийся роман с арфисткой из музыкантов,
служивших при дворе этого знатного семейства?
Может быть, мандолина принадлежала этой
музыкантше, а жест графа – как символ, как его связь с ушедшей в мир иной? А
человек, открывающий занавес, - свидетель драматических событий?
Надо полагать, что при всей загадочности
картины художник очень точно изобразил позировавшего ему человека. Поэтому и портрет находился в собственности семьи
почти двести пятьдесят лет.
*Доменико Мариа Канути (1625-1684) – итальянский художник,
работавший в Болонье и Риме. Его учителями были Гвидо Рени и Гверчино. В
1650-1660 годах и позднее в 1670-х он
работал в Риме, расписывая церковь св. Доминика и Сикста. Перечень его работ –
несколько десятков крупных произведений – фресок в соборах и дворцах в Болонье
и других городах Италии.
** Джулио Чезаре Кро́че (итал. Giulio
Cesare Croce; 1550, Сан-Джованни-ин-Персичето — 1609, Болонья) — итальянский прозаик, драматург и поэт. Потомственный кузнец и
талантливый рассказчик, веселивший народ своими забавными историями на рынках и
ярмарках. Благодаря своей популярности приглашался в богатые дома и королевские
дворы, где выступал в сопровождении скрипки. Автор книги «Забавные, смешные и простодушные деяния
Бертольдино, сына хитроумного Бертольдо, ныне покойного» (Le piacevoli e
ridicolose simplicità di Bertoldino, figlio del già astuto Bertoldo, 1608).
Был дважды женат, имел 14 детей. Умер в
бедности.
***Эта коллекция
размещается во дворце, который до сих пор находится в собственности семьи
сенаторов, известных с XVI века.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий