четверг, 3 августа 2017 г.
Жан-Батист Дебре. Чем ценны его бразильские зарисовки?
Жан-Батист Дебре (1768-1848) -
французский художник, учился у своего дальнего родственника Жака-Луи Давида во
французской Академии изящных искусств. В 1780-х годах он сопровождал Давида в его поездке в Рим (надо полагать, во второй
половине десятилетия). Итог обучения - вторая премия парижского Салона 1798
года.
Жан-Батист Дебре, автопортрет
В марте 1816 года отправился в
Бразилию в составе Французской художественной миссии — группы художников и
архитекторов, которые прибыли в Рио-де-Жанейро (в то время - столица объединенного королевства Португалии, Бразилии и
Алгарве) с целью создания Лицея искусств и ремёсел под покровительством португальского
короля Жуана VI и графа да Барка. Позднее, в годы
правления императора Педру I, лицей
превратился в Имперскую академию изящных искусств*.
Дебре
пользовался благосклонностью сначала португальского королевского двора,
находившегося в изгнании в Бразилии, а затем и бразильского императора в Рио-де-Жанейро. Дебре часто
получал заказы от королевской семьи. Он написал портреты
португальского короля Жуана IV и эрцгерцогини Марии Леопольдины Австрийской -
первой императрицы Бразилии. Помимо этого, Дебре получил заказ на картину с ее
прибытием в порт Рио по случаю
бракосочетания и еще одну - с изображением народной встречи нового императора.
В декабре 1822 г. Дебре основал ателье при Императорской академии. В
1829 г. организовал первую художественную выставку в Бразилии, где также
представил собственные работы и произведения учеников. Подобно Давиду при
Наполеоне, Дебре нередко получал заказы на оформление официальных и публичных
церемоний и праздников императорского двора, и
даже разработал несколько моделей костюмов для придворных.
Дебре постоянно переписывался
со своим братом в Париже. Поскольку брат интересовался повседневной жизнью бразильцев, Дебре в течение пятнадцати лет, с 1816 по
1831 гг. посылал ему зарисовки уличных сценок,
местных обычаев и нарядов. Особый интерес Дебре вызывало рабство негров и
местных индейцев. Наряду с работами немецкого художника
Й. М. Ругендаса (Johann Moritz
Rugendas, 1802—1858) работы Дебре — один из важнейших
документальных источников о жизни Бразилии в XIX веке.
Дебре в
1831 году вернулся во Францию, где был
избран членом Академии изящных искусств. Несмотря на все звания и заслуги, работы художника продавались плохо. Чтобы
заработать на жизнь, он литографировал картины своего
дальнего родственника Жак-Луи Давида, однако их тираж и, соответственно, доходность были
невелики. Умер в бедности в Париже в 1848 году.
Дебре оставил после себя, помимо
картин, монументальный труд - 3 тома гравюр под названием
«Живописное и историческое путешествие в Бразилию, или Жизнь французского
художника в Бразилии» (опубликован в 1834-1839 годах).
Жан-Батист Дебре, Рабы
переносят рабовладельца, 1816,
Жан-Батист Дебре, Типы местных
негров, 1830, Публичная библиотека Нью-Йорка,
США
Жан-Батист Дебре, Знатные
негритянки, 1830, Публичная библиотека Нью-Йорка, США
Жан-Батист Дебре, Порка, 1830
Жан-Батист Дебре, Позорная
плаха, 1830,
Жан-Батист Дебре, Рынок рабов,
Жан-Батист Дебре, Второе
бракосочетание Педро I, 1829, 22х15 см,
* Бразильская империя
существовала с 1822 по 1889 год. Территориально она располагалась там, где
сегодня существуют Бразилия и Уругвай. Бразилию открыл португальский вельможа,
военачальник, мореплаватель Педру Альвариш Кабрал. Право на открытые земли было
закреплено соглашением между Испанией и Португалией (Тордесильясский
договор) от 1494 года и одобрен папской буллой в 1506 году. Судя по всему,
римские папы выступали в роли третейских судей в спорах между христианскими
государями. В 1889 году государственный строй Бразилии изменился: была
провозглашена республика.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий