четверг, 3 августа 2017 г.

Жан-Батист Дебре. Чем ценны его бразильские зарисовки?


Жан-Батист Дебре (1768-1848) - французский художник, учился у своего дальнего родственника Жака-Луи Давида во французской Академии изящных искусств. В 1780-х годах он сопровождал Давида в его поездке в Рим (надо полагать, во второй половине десятилетия). Итог обучения - вторая премия парижского Салона 1798 года.


Жан-Батист Дебре, автопортрет
 В марте 1816 года отправился в Бразилию в составе Французской художественной миссии — группы художников и архитекторов, которые прибыли в Рио-де-Жанейро (в то время - столица объединенного королевства Португалии, Бразилии и Алгарве) с целью создания  Лицея искусств и ремёсел под покровительством португальского короля Жуана VI и графа да Барка. Позднее, в годы правления императора Педру I, лицей превратился в Имперскую академию изящных искусств*.
Дебре пользовался благосклонностью сначала португальского королевского двора, находившегося в изгнании в Бразилии, а затем и бразильского императора в Рио-де-Жанейро. Дебре часто получал заказы от королевской семьи. Он написал портреты португальского короля Жуана IV и эрцгерцогини Марии Леопольдины Австрийской - первой императрицы Бразилии. Помимо этого, Дебре получил заказ на картину с ее прибытием  в порт Рио по случаю бракосочетания и еще одну - с изображением народной встречи нового императора.
В декабре 1822 г. Дебре основал ателье при Императорской академии. В 1829 г. организовал первую художественную выставку в Бразилии, где также представил собственные работы и произведения учеников. Подобно Давиду при Наполеоне, Дебре нередко получал заказы на оформление официальных и публичных церемоний и праздников императорского двора, и даже разработал несколько моделей костюмов для придворных.
Дебре постоянно переписывался со своим братом в Париже. Поскольку брат интересовался повседневной жизнью бразильцев, Дебре  в течение пятнадцати лет, с 1816 по 1831 гг. посылал ему зарисовки  уличных сценок, местных обычаев и нарядов. Особый интерес Дебре вызывало рабство негров и местных индейцев. Наряду с работами немецкого художника Й. М. Ругендаса (Johann Moritz Rugendas, 1802—1858) работы Дебре — один из важнейших документальных источников о жизни Бразилии в XIX веке.
  Дебре в 1831 году вернулся во Францию, где был избран членом Академии изящных искусств. Несмотря на все звания и заслуги, работы художника продавались плохо. Чтобы заработать на жизнь, он литографировал картины своего дальнего родственника Жак-Луи Давида, однако их тираж и, соответственно, доходность были невелики. Умер в бедности в Париже в 1848 году.
Дебре оставил после себя, помимо картин,  монументальный труд - 3 тома гравюр под названием «Живописное и историческое путешествие в Бразилию, или Жизнь французского художника в Бразилии» (опубликован в 1834-1839 годах).


Жан-Батист Дебре, Рабы переносят рабовладельца, 1816,
  

Жан-Батист Дебре, Типы местных негров, 1830, Публичная библиотека     Нью-Йорка, США
  

Жан-Батист Дебре, Знатные негритянки, 1830, Публичная библиотека Нью-Йорка, США
  
Жан-Батист Дебре, Порка, 1830


Жан-Батист Дебре, Позорная плаха, 1830,
  Жан-Батист Дебре, Рынок рабов,
  

Жан-Батист Дебре, Второе бракосочетание Педро I, 1829, 22х15 см,
 * Бразильская империя существовала с 1822 по 1889 год. Территориально она располагалась там, где сегодня существуют Бразилия и Уругвай. Бразилию открыл португальский вельможа, военачальник, мореплаватель Педру Альвариш Кабрал. Право на открытые земли было закреплено соглашением между Испанией и Португалией (Тордесильясский договор) от 1494 года и одобрен папской буллой в 1506 году. Судя по всему, римские папы выступали в роли третейских судей в спорах между христианскими государями. В 1889 году государственный строй Бразилии изменился: была провозглашена республика.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий