четверг, 27 апреля 2017 г.
Корнелис Трост, "Семья у клавесина". О чем картина?
"И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет -
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались."
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались."
Олег Митяев
Музыка в живописи - неисчерпаемая
тема. Множество картин с музыкантами, с поющими и играющими на музыкальных
инструментах аристократами и простолюдинами, просто веселыми или впадающими в
раж.
Трост (1697-1750)
- нидерландский художник - написал семейный портрет
"У клавесина". Что это за люди, для кого была написана картина - до
нашего времени такие сведения не дошли.
Корнелис
Трост, Семья у клавесина, 1739, 94х82 см, Рийксмузеум, Амстердам, Нидерланды
Действующие лица - от мала до
велика: родители у инструмента, самый младший член семьи - в детском стульчике
под присмотром старших брата и сестры, справа на переднем плане - девочка
забавляется куклой, игрой волчком и кормлением песика.
Корнелис Трост,
Семья у клавесина, фрагмент "Родители"
Корнелис
Трост, Семья у клавесина, фрагмент "Младенец в детском стульчике"
Корнелис
Трост, Семья у клавесина, фрагмент "Старшие брат и сестра"
Корнелис
Трост, Семья у клавесина, фрагмент "Кукла, волчок, собачка"
Надо полагать, что обстановка
картины - условная, нереальная: высоченные потолки, герма на колонне, огромная
комната, скрывающаяся в темноте за клавесином. А вот одежда вполне может быть
той, которой пользовались во время написания картины.
Корнелис
Трост, Семья у клавесина, фрагмент "Задний план картины"
Не очень похоже на то, что в
домашней обстановке, когда не ждут гостей все одевались так, как они выглядят
на полотне. Но если предположить, что вот-вот нагрянут гости... То есть, все в
ожидании: родители просматривают ноты и проигрывают то, что они собираются
сыграть гостям, а дети коротают время.
Художник не пытался изобразить
непринужденность своих персонажей: они все позируют, их взгляды устремлены на
зрителя. Соответственно, и позы скованы, это похоже на немую сцену в
театральном спектакле (самое время припомнить, что художник был театральным
декоратором). Может быть, гости уже пришли и заходят, и все внимание обращено
на них?
Некоторые вещи, изображенные на
картине, хотел этого художник или нет, представляют собой кусочки истории быта.
В частности, два предмета интересны сами по себе, в отрыве от общего замысла
картины. Это детский стульчик и кукла.
Детский стульчик написан
настолько подробно, что можно его сделать по этой зарисовке. Стоит сказать, что
уже в то время (почти триста лет тому назад) такой предмет домашней обстановки
был плодом инженерной мысли. Вовсе необязательно, что конструкцию разрабатывал
инженер по профессии (скорее всего, это был мастер-мебельщик), но она содержит
все элементы для удобства. Это и колеса, это и откидная крышка. Кроме того,
мастер украсил стульчик резьбой. И эта резьба превратила сугубо обиходную вещь
в произведение искусства.
Присмотритесь
к кукле: это офицер в треугольной шляпе. Вряд ли такая продукция была массовой,
скорее всего ее изготавливали по заказу, и стоила она не гроши.
Клавесин, видимо, с момента
появления был не просто музыкальным инструментом: его старательно отделывали,
расписывали, он должен был стать предметом гордости мастера и - после него -
владельца.
Картина интересна не только тем,
что она отразила какой-то момент семейной жизни, момент единения возле
инструмента. И не только подробностями быта - они тоже достаточно интересны.
Картина, возможно, отразила философию художника: музыка, переходящая от старших
к младшим, представляет собой некую сущность (хотя она не существует
физически), соединяющую воедино поколения. И очень может быть, что в числе
исполняемых произведений есть нечто похожее на песню Олега Митяева "Как
хорошо, что все мы здесь сегодня собрались"...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий