четверг, 27 апреля 2017 г.

Корнелис Трост, "Семья у клавесина". О чем картина?



"И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет -
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
"
Олег Митяев

Музыка в живописи - неисчерпаемая тема. Множество картин с музыкантами, с поющими и играющими на музыкальных инструментах аристократами и простолюдинами, просто веселыми или впадающими в раж.

Трост (1697-1750) - нидерландский художник - написал семейный портрет "У клавесина". Что это за люди, для кого была написана картина - до нашего времени такие сведения не дошли.


Корнелис Трост, Семья у клавесина, 1739, 94х82 см, Рийксмузеум, Амстердам, Нидерланды
  
Действующие лица - от мала до велика: родители у инструмента, самый младший член семьи - в детском стульчике под присмотром старших брата и сестры, справа на переднем плане - девочка забавляется куклой, игрой волчком и кормлением песика.


Корнелис Трост, Семья у клавесина, фрагмент "Родители"


Корнелис Трост, Семья у клавесина, фрагмент "Младенец в детском стульчике"


Корнелис Трост, Семья у клавесина, фрагмент "Старшие брат и сестра"


Корнелис Трост, Семья у клавесина, фрагмент "Кукла, волчок, собачка"

Надо полагать, что обстановка картины - условная, нереальная: высоченные потолки, герма на колонне, огромная комната, скрывающаяся в темноте за клавесином. А вот одежда вполне может быть той, которой пользовались во время написания картины.


Корнелис Трост, Семья у клавесина, фрагмент "Задний план картины"

Не очень похоже на то, что в домашней обстановке, когда не ждут гостей все одевались так, как они выглядят на полотне. Но если предположить, что вот-вот нагрянут гости... То есть, все в ожидании: родители просматривают ноты и проигрывают то, что они собираются сыграть гостям, а дети коротают время.

Художник не пытался изобразить непринужденность своих персонажей: они все позируют, их взгляды устремлены на зрителя. Соответственно, и позы скованы, это похоже на немую сцену в театральном спектакле (самое время припомнить, что художник был театральным декоратором). Может быть, гости уже пришли и заходят, и все внимание обращено на них?
Некоторые вещи, изображенные на картине, хотел этого художник или нет, представляют собой кусочки истории быта. В частности, два предмета интересны сами по себе, в отрыве от общего замысла картины. Это детский стульчик и кукла.

Детский стульчик написан настолько подробно, что можно его сделать по этой зарисовке. Стоит сказать, что уже в то время (почти триста лет тому назад) такой предмет домашней обстановки был плодом инженерной мысли. Вовсе необязательно, что конструкцию разрабатывал инженер по профессии (скорее всего, это был мастер-мебельщик), но она содержит все элементы для удобства. Это и колеса, это и откидная крышка. Кроме того, мастер украсил стульчик резьбой. И эта резьба превратила сугубо обиходную вещь в произведение искусства.

Присмотритесь к кукле: это офицер в треугольной шляпе. Вряд ли такая продукция была массовой, скорее всего ее изготавливали по заказу, и стоила она не гроши.
Клавесин, видимо, с момента появления был не просто музыкальным инструментом: его старательно отделывали, расписывали, он должен был стать предметом гордости мастера и - после него - владельца.

Картина интересна не только тем, что она отразила какой-то момент семейной жизни, момент единения возле инструмента. И не только подробностями быта - они тоже достаточно интересны. Картина, возможно, отразила философию художника: музыка, переходящая от старших к младшим, представляет собой некую сущность (хотя она не существует физически), соединяющую воедино поколения. И очень может быть, что в числе исполняемых произведений есть нечто похожее на песню Олега Митяева "Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались"...


Комментариев нет:

Отправить комментарий