среда, 15 июня 2016 г.

Габриэль Метсю, «Дар охотника». Что бы это значило?


Габриэль Метсю (1629-1667) – голландский художник, портретист, жанрист. В 1648 году стал одним из основателей гильдии св. Луки (своего рода цеха художников) в Лейдене.


Габриэль Метсю, Дар охотника, 1658, 51х48 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

Высокая комната с деревянным полом, на заднем плане – крутая лестница на второй этаж. На окне – портьера из тяжелой темнозеленой ткани. Уже не юная, но еще симпатичная женщина с гладкой прической и подвитыми локонами, с жемчужными висюльками в ушах сидит возле стола, который покрыт ковром красных тонов. Свет, льющийся из окна слева, ярко высвечивает ее небедное одеяние: куртка (или как ее еще можно назвать) из яркокрасной блестящей ткани с меховой оторочкой рукавов, лифа и подола, красноватое платье, расшитые туфли. У нее на коленях подушечка, она шьет кайму для салфетки. На столе сидит комнатная собачонка (признак обеспеченности хозяйки) с ошейником, украшенном жемчугом. За ее спиной – роскошный шкаф, отделанный  черным деревом. На шкафу – мраморный Купидон, за ним – картина.


Габриэль Метсю, Дар охотника, фрагмент «Собачка, украшения, одежда»


Габриэль Метсю, Дар охотника, фрагмент «Шкаф, Купидон, картина»

Несмотря на яркое солнце, в комнате нежарко: она сняла свои шитые золотом туфли и поставила ноги в теплые бахилы (их видно из-под подола). Скорее всего, действие происходит осенью, судя по тени – ближе к полудню.


Габриэль Метсю, Дар охотника, фрагмент «Туфли»

Рядом с ней сидит охотник. Явно не красавец, можно сказать – бесцветный, и очень немолодой. Несколько странно, что для охоты он так щегольски оделся: расшитая куртка, длинные чулки с блестящими пуговицами или кнопками, шляпа с цветными перьями (наверное, после охоты он заскочил домой, быстренько сменил грязную одежду и поспешил к даме).


Габриэль Метсю, Дар охотника, фрагмент «Охотник»

Возле него – охотничья собака, на полу – ружье и убитая утка. Он протягивает хозяйке трофей – куропатку.


Габриэль Метсю, Дар охотника, фрагмент «Кремневое ружье с голландским замком и утка»

Скорее всего, мужчина и женщина хорошо знают друг друга, может быть, друзья, может быть приятели. И охотник решил порадовать приятную даму своим трофеем (а заодно и похвалиться). Она смотрит на него с полуулыбкой, она почти согласна принять его подношение – не отказывать же приятелю, неудобно как-то, невежливо (да и подарок не весть какой, вроде бы, ни к чему не обязывает). Кстати, и собаки – обе – как бы застыли в ожидании решения хозяйки.

Казалось бы, сюжет прост, как выеденное яйцо. Но вот что написано в тексте, сопровождающем картину на сайте музея: «Охотник предлагает убитую птицу молодой женщине, занятой шитьем. В семнадцатом веке это (в определенных кругах) означало предложение лечь в постель. На это же намекает статуэтка Купидона на шкафу. Такого рода «охотничьи» сцены – с двойным смыслом – были довольно популярной темой в живописи» .

(У разных художников этот сюжет с птичкой обыгрывается по-разному. Габриэль все это облачил в элегантные формы, но смысл  остался тем же.)

Очень может быть, что она – вдова, что охотник давно за ней охотится, что сегодня он пошел на приступ. Он, видимо, переволновался и не обратил внимание на беспорядок в своем парадном одеянии - спущенный до пола чулок. Он ждет ответа, его поза, его лицо как бы говорят: «Ну, что за сомнения?»


Габриэль Метсю, Дар охотника, фрагмент «Спущенный чулок»

Примет ли дама подношение (и все, что за этим следует)? Скорее да, чем нет. Но точного ответа нам уж не узнать никогда...


Комментариев нет:

Отправить комментарий