пятница, 3 июля 2015 г.

Герард Терборх. Любовные страсти. Серия первая. Траурная.


«Девушка читает письмо». Нежарко, хотя и солнечно. Девушка в золотистой жакетке с белой отделкой по полам, рукавам и лифу, из-под жакетки видно красноватую кофту.  Гладкая прическа с завитыми локонами и подвитыми прядками на лбу, в волосах – черный бант.


Герард Терборх, Девушка читает письмо, 1662, 45x33 см, Wallace Collection, Лондон, Англия

Сидит она на точеном стуле за раздвижным столом с массивными точеными ножками. Покрывало на столе (ковер?) откинуто. На заднем плане – ширма, за которой просматривается балдахин.

Слева от женщины – корзина с бельем.  Кто эта девушка? Явно не из крестьян и не из уборщиц. Скорее всего, горничная у состоятельной хозяйки (обстановка и одежда не дешевые).

Кто ей написал письмо? Да еще такое длинное? Мама? Подруга? Скорее всего – влюбленный, влюбленный «до потери пульса». Поэтому и письмо такое длинное.

В письме – «грусть и радость пополам», это видно по ее лицу. Грусть – она пока недоступна, радость – что она недалеко и есть надежда на взаимность.


Герард Терборх, Девушка читает письмо, 1662, фрагмент

 «Девушка пишет письмо». Девушка сидит за столом, покрывало сдвинуто. Перед ней – лист бумаги, чернильница, в правой руке – перо.

Письмо обещает быть длинным, пока написано полстраницы. Она сосредоточена. Видимо, ей тоже есть о чем поведать своему корреспонденту.


Герард Терборх, Девушка пишет письмо,  39 × 29 см, Royal Picture Gallery Mauritshuis,  Гаага, Нидерланды


Герард Терборх, Девушка пишет письмо,  фрагмент


Герард Терборх, Девушка пишет письмо,  фрагмент

«Девушка за туалетом». Та же девушка в несколько другой обстановке. Кровать под балдахином, стол, накрытый ковром, позолоченный подсвечник с двумя свечами, одна наполовину сгорела. На нем стоит зеркало в золоченой раме, в котором отражается сама девушка.


Герард Терборх, Девушка за туалетом, 1660, Institute of arts, Детройт, Мичиган, США

Перед  девушкой – мальчик с длинными рыжеватыми волосами в туфельках, в панталонах с бантиками под коленями, нечто вроде  юбочки с оборками, полосатая курточка, из под которой видно белую рубашку.  


Герард Терборх, Девушка за туалетом, фрагмент

Служанка приводит в порядок что-то сзади на платьи. Платье с большим воротником, лиф из голубой ткани, подол – из блестящей желтоватой. Подол оторочен широкой золотой лентой. На плечах – золотистый шарф. Сама девушка слегка небрежно, не глядя, поправляет кольцо на мизинце.  Прическа – вьющиеся локоны и подвитые пряди на лбу.

Собачка передними ногами опирается на стул и внимательно смотрит, что делает  служанка.
Мальчик явно чем-то недоволен. В  его взгляде как бы читается вопрос: «Что, опять?»
Девушка явно готовится к свиданию. На лице – сомнение: правильно ли она поступает? Но – «я понимала мало, я была как во сне»...

 «Лютнистка играет для  гостя». Свидание состоялось! Девушка держит лютню, перебирает струны, перед ней – раскрытая нотная тетрадь, но, кажется, ей не до нот. Она слегка иронично и недоверчиво глядит на своего гостя, который чувствует себя совсем своим, даже сел на стол.
Молодой человек слегка наклонился вперед, смотрит на ее пальцы.  

Часы на столе – видимо, у них не очень много времени. То ли ему на службу, то ли ей к хозяйке.


Герард Терборх, Девушка с лютней и кавалер, 37х32 см, 1658, Метрополитен музей, Нью-Йорк, США


Герард Терборх, Девушка с лютней и кавалер, фрагмент


Герард Терборх, Девушка с лютней и кавалер, фрагмент «Ноты»

«Посыльный, известный как «Неприятные известия»». Молодой человек добился взаимности. Он – офицер, служит. Она приехала к нему в городок, в котором расквартирована его команда (скажем так, потому что точное название этого войска неизвестно). Он – только что вернулся из казармы, в полном боевом облачении: кираса, ботфорты (разве что шляпа не очень вяжется с кирасой). Она лежит у его ног.


Герард Терборх, Посыльный (известный как «Неприятное известие»), 67х60 см, Royal Picture Gallery Mauritshuis, Гаага, Нидерланды

И тут, звеня шпорами, появляется посыльный – полковой трубач (труба подвешена за спиной) и, сняв шляпу, передает приказ выступать, может  быть, немедленно.

Приятного мало (как намек на приятное – на заднем плане стоит кровать под балдахином, на столе – бокал и бутыль с вином). Он растерян, она побледнела. Неужели она приехала зря? Неужели им надо расстаться немедленно, сей же час? Но – приказ есть приказ...


Герард Терборх, Посыльный (известный как «Неприятное известие»), фрагмент


Герард Терборх, Посыльный (известный как «Неприятное известие»), фрагмент «Посыльный»

 «Офицер пишет письмо». Обстановка – странная, как будто в хорошем доме все стоящее уже вынесли, а принесли какую-то рухлядь – грубо сколоченный столик. Перед столиком стоит бравый полковой трубач – труба за спиной. Он ждет, когда письмо будет готово.
Длинноволосый молодой человек в совершенно невоенном одеянии старательно выводит строчки. Он пишет что-то интересное, на его губах под небольшими усиками  - улыбка. Может быть, он пишет ей о своих чувствах, о том, как он ждет встречи, как...


Герард Терборх, Офицер пишет письмо,51x38 см, Gemaldgalerie, Дрезден, Германия

 «Девушка с письмом». Посланец (по виду – крестьянин, с посохом и  шляпой в руке) принес девушке письмо. Он ждет, он должен дождаться ответа. Она читает, прочла только половину первой страницы (и на второй есть текст). На лице – скрытая радость, не очень удобно перед посыльным обнажать свои чувства.


Герард Терборх, Девушка с письмом, Musee des Beaux-Arts, Лион, Франция

«Бокал лимонада». Девушка держит в руке бокал лимонада. Черный платок,  страдающие, припухшие от слез глаза. Рядом – пожилая женщина (родственница?), положила ей руку на плечо, как бы успокаивая.

Напротив  – юноша, смотрит на девушку с состраданием (брат? воздыхатель?).
Накануне она получила  траурное известие. Сейчас она рассказала своим гостям о неприятностях, которые ее настигли, и снова расплакалась.

Что она переживает? Конец счастливым дням, конец надеждам на будущее? Может ли бокал лимонада ее успокоить?


Герард Терборх, Стакан лимонада,1655, 67x54 см, Эрмитаж, Петербург, Россия

«Девушка пьет вино». Черный платок и черная накидка. В правой руке – кувшин с вином, в левой – бокал, почти опустошенный.

Перед ней – открытое письмо. Она смотрит на строчки, перечитывает их снова и снова.  Лицо застыло, оно – как маска.  

Может быть, возлюбленный погиб? Может быть, он заболел  и скончался? А она пытается забыться, снять нервное напряжение вином?


 Герард Терборх, Девушка пьет вино, 1656, 37x28 см,  Kunstinstitut, Франкфурт, Германия


Невеселый конец любовной истории...

Комментариев нет:

Отправить комментарий