вторник, 15 декабря 2020 г.

Гербранд Ван ден Экхоут. Как он изобразил историю Агари?


Гербранд ван ден Экхоут (1621-1674) – голландский живописец, мастер гильдии св. Луки в Амстердаме. Учился у Рембрандта и был его любимым учеником, иногда менял манеру живописи, заимствуя приемы у современников (прослеживается подражание Терборху – так пишут искусствоведы). 

Среди многих его картин – "Изгнание Агари". 

История египтянки Агари привлекала не одного художника, и каждый отображал то, что больше всего его тронуло в библейском рассказе. 

Два далеко не молодых человека – Абрам и Сара (Библия, Бытие, гл. 11-16). Ей – за семьдесят, он – на десять лет старше. Есть богатство, но нет наследника. Тает надежда на то, что он появится: возраст дает о себе знать. Сара хочет угодить мужу и решает, что надо попытаться получить наследника от наложницы. Это лучше, чем его не будет совсем. Она посылает к Авраму служанку – египтянку Агарь (видимо, Агарь была в совсем юном возрасте, уже не девочка, но еще не совсем зрелая женщина). 

И случается чудо: Агарь вдохнула в Аврама энергию, которая в нем угасла с годами, и понесла. А когда это случилось, выказала крайнее пренебрежение к хозяйке дома (возможно, в расчете на то, чтобы стать женой Аврама). Сара закатила скандал своему мужу, на что был такой ответ: "Вот служанка твоя в твоих руках, делай с нею, что тебе угодно!" И Сара пустила в действие весь свой арсенал, Агарь не стерпела обиды и убежала. Убежала в пустыню, где ее нашел ангел, который велел ей вернуться в дом госпожи и покориться ей. И он сказал ей: потомство твое будет бесчисленным. Агарь вернулась, родила Измаила (Авраму в это время было восемьдесят шесть лет) и после этих не самых приятных событий провела в доме Аврама еще около пятнадцати лет. 

Вскоре произошло еще одно чудо: Сара забеременела – ей было уже девяносто – и родила Исаака. Исаак подрос, и как это обычно бывает в семьях, старший - сын Агари Измаил - начал над ним издеваться. Сара вновь взбунтовалась и выгнала Агарь. Совсем. Агарь после этого не вернулась в дом Аврама. (Когда Сара послала Агарь к Авраму, ей было, вероятно, лет пятнадцать. С тех пор прошло больше десяти лет. Вполне возможно, что она уже не была для Аврама источником наслаждения. Может быть, именно поэтому он не сопротивлялся изгнанию Агари.) 

Именно этот эпизод – изгнание - изобразил Гербранд Ван ден Экхоут. Перед зрителем: старец с седой бородой - Аврам, женщина с мальчиком – Агарь со своим сыном Измаилом, на крыльце – Исаак (сын Сары ). Сара тоже почти присутствует на картине: в проеме двери видна ее рука и есть намек на ее силуэт. 


Гербранд Ван ден Экхоут, Изгнание Агари, 1666, 55х69 см, Музей искусств Северной Каролины, США 




Гербранд Ван ден Экхоут, Изгнание Агари, фрагмент "Аврам и Исаак" 



Гербранд Ван ден Экхоут, Изгнание Агари, фрагмент "Агарь, Измаил и Аврам" 

Прощание не было легким и простым: Агарь с мертвеннобледным лицом (в ее левой руке полотенце, которым она вытирает текущие ручьем слезы, в правой – кувшин с водой, единственное, что ей позволили взять), Аврам с разведенными руками как бы говорит, что он не может сопротивляться настояниям жены (наверное, ему не очень легко проститься с той, которая – хоть и ненадолго – вернула ему давно забытые ощущения). Его старший сын Измаил уткнулся в подол матери, а младший сын Исаак на крыльце подсматривает за тем, что происходит. 

Еще минута – и они расстанутся. Навсегда. 



Электронные книги Бориса Рохленко
МОИ ЗНАКОМЫЕ И НЕ СОВСЕМ (ЭТЮДЫ О ХУДОЖНИКАХ)
. Цена - 1 доллар США

Статьи, интервью, зарисовки о Саше Ганелине, Леване Степаняне, Аркадии Острицком, Борисе Дуброве, Григории Фирере, Сергее Москалеве, Дмитрии Вилькине.







Комментариев нет:

Отправить комментарий