четверг, 21 декабря 2017 г.

Девицы Витторио Реджанини. Милашки или злючки?

Об этом художнике известно очень мало. Родился он в 1858 году в Модене (Италия). Там же закончил академию изящных искусств. В той же академии он получил должность профессора. Есть отрывочные сведения о его участии в выставках: 1900 год – художнику уже 42 года – в Алинари, 1907-1908 годы и в 1910-1911 годах – во Флоренции.  Умер в 1938 году.

Страсть художника – красивые девицы в роскошных интерьерах. В большинстве картин они радуются жизни, их существование ничем не омрачено. Но есть и такие, в которых...

 "Восхищение"


Витторио Реджанини, Восхищение, 64х88 см, частная коллекция

В мостерской преуспевающего (судя по обстановке) молодого художника – четыре особы женского пола (назвать их девушками – они несколько староваты для этого, назвать их дамами – слишком молоды и беспечны). Три разглядывают очередной шедевр. Что изобразил  художник – неизвестно, можно предположить, что это портрет той, которую он посадил возле себя. Тогда становится понятным веселье подружек: они обсуждают и платье, и лоб, и нос и вообще все с изрядной долей издевки. 

Сама героиня, потупив глазки,слушает мастера. Видимо, он тоже восхищен, но не своей работой, а моделью. Что он ей предлагает – непонятно. Может быть, речь идет об очередном портрете, но уже в более или менее обнаженном виде? Тогда понятна печать скромности на ее лице.


Витторио Реджанини, Восхищение, фрагмент "Подружки"


Витторио Реджанини, Восхищение, фрагмент "Художник и модель"

"Пренеприятное известие"

Богатый дом: высокие потолки, штофные обои с золотом, позолоченная дверь в резном портале, слева – кровать под балдахином. Два персонажа, очевидно, основательно поссорились: она в расстроенных чувствах на диванчике, он – у двери, оглядывается (видимо, хочет убедиться, что ничего трагического не произошло).

Разговор, очевидно, был необычайно бурным. Может быть, она закатила ему оплеуху, да так, что он просто свалился со стула. Служанка, подоспевшая на крик, обмахивает хозяйку веером. Казалось бы, госпожа нуждается в сочувствии, но на лице этой милой девицы читается явное злорадство. Почему? То ли хозяйка слишком своенравна, то ли служанке симпатичен кавалер...


Витторио Реджанини, Пренеприятное известие, 55х70 см, частная коллекция


Витторио Реджанини, Пренеприятное известие, фрагмент "Опрокинутый стул"

Витторио Реджанини, Пренеприятное известие, фрагмент  "Служанка"


Витторио Реджанини, Пренеприятное известие, фрагмент  "Уходящий кавалер"

"Концерт"

Роскошный салон, мрамор и золото, затейливый пол. У клавесина – погруженный в собственное исполнение музыкант. Видимо, пьеса виртуозная, потому что у него есть помощница, она переворачивает листы нотной тертради.


Витторио Реджанини, Концерт, 77х102 см, частная коллекция

За спиной музыканта – три молодых особы. Очевидно, что они собрались послушать музыку, пригласили знакомого поиграть новые произведения (очень может быть, что это – его сочинения).

Он – весь во власти музыки. А что слушательницы? Они веселятся! Исполнитель не то фальшивит (одна из них как бы прикрывает правое ухо), не  то постоянно сбивается.



Витторио Реджанини, Концерт, фрагмент "Музыкант"


Витторио Реджанини, Концерт, фрагмент "Слушательницы"

"Концерт для ценителей"

Похожая сценка: девушки слушают музыканта, который играет на клавесине и поет. Он – весь в музыке, а они? Что-то их забавляет! И никакого почтения к гостю!


Витторио Реджанини, Концерт для ценителей, 1933, 75х102 см, частная коллекция


Витторио Реджанини, Концерт для ценителей, фрагмент "Музыкант"


Витторио Реджанини, Концерт для ценителей, фрагмент "Слушательницы"

На первый взгляд – ну, весело им, они молоды, им покажи палец – они засмеются. Но есть в картине один элемент, который явно противоречит общему настрою: шкура зверя под ногами музыканта. Яростный оскал разрушает всю идиллию.


Витторио Реджанини, Концерт для ценителей, фрагмент "Шкура"

В этой шкуре, видимо, какая-то мысль художника, которую он не мог показать другим способом. Может быть, это намек на то, что при прекрасной внешности эти невинные (казалось бы) создания на самом деле жестоки? И какой ответ на вопрос: они милашки или злючки?




Комментариев нет:

Отправить комментарий