среда, 23 августа 2017 г.
Роман, опера, фильм. Что странного в Ольге?
«Лизавета Андреевна молчала и добродушна
улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять "Евгения Онегина"»?
Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире
один, я вспомнил об "Онегине", задумался, потом начал находить мысль
Лавровской возможной, потом увлекся и к концу обеда решился. Тотчас побежал
отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и
провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной
оперы с текстом Пушкина» - из письма Петра Ильича к брату.
Лизавета Андреевна – Лавровская (1845-1919),
певица-контральто, с которой Чайковский поделился муками творчества: нет сюжета
для оперы.
Е.А.Лавровская, портрет работы Виктора Боброва,
1881 год
Добавить что-то к тому, что написано о «Евгении
Онегине» - практически невозможно. История двух молодых людей (а потом уже – и
не совсем молодых), история двух девушек-сестер... Обе истории обозначены в
романе штрихами, выхваченными яркими событиями: знакомство, дружба (если ее можно
так назвать), дуэль, смерть поэта, замужество Ольги, замужество Татьяны,
безответное чувство Онегина...
Кто они были, герои романа? Юноши по 18 лет каждому.
Онегин вырос в России, там же получил образование (по крайней мере, заграница в
его биографии не обозначена). Модник, ловелас, обольститель – заметим, успешный
и многоопытный:
Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Сердца кокеток записных!
Его главная черта в этот период – безразличие к людям.
И злость:
Когда ж хотелось уничтожить
Ему соперников своих, Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!
Ему соперников своих, Как он язвительно злословил!
Какие сети им готовил!
Да, и лицемерие:
Но вы, блаженные мужья,
С ним оставались вы друзья...
С ним оставались вы друзья...
В восемнадцать лет он уже пресытился столичной жизнью
(можно себе представить, насколько она была бурной и бесцельной!) и, получив
наследство, уезжает в деревню. По случаю, он соседствует с Владимиром Ленским,
который тоже наследует имение, и ему тоже восемнадцать лет. Но он приехал из-за
границы, из Геттингена. Что он там изучал – неясно, а вернулся оттуда
мечтателем, поэтом:
Он
из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
Бесхитростный
простак – так можно его охарактеризовать:
Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника...
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждет она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника...
И в то же время он изображал из себя человека,
познавшего всё:
Он
пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет.
Без малого в осьмнадцать лет.
В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут — мигом утешался;
Изменят — рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья...
А волочился как-нибудь;
Откажут — мигом утешался;
Изменят — рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья...
Естественно, что молодой, красивый, богатый
стал желанным гостем в домах, где были невесты:
Но
Ленский, не имев, конечно,
Охоты узы брака несть...
Охоты узы брака несть...
Итак,
два молодых человека сошлись от скуки, от скуки ездят в гости друг к другу, о
чем-то говорят (естественно, и о семейной и несемейной жизни тоже). И если
Онегин уже остыл в своих чувствах, то у Ленского – наоборот, любовь расцвела во
всю мощь (хотя, как было сказано, он вовсе не стремился жениться):
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:
Всегда, везде одно мечтанье,
Одно привычное желанье,
Одна привычная печаль.
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена:
Всегда, везде одно мечтанье,
Одно привычное желанье,
Одна привычная печаль.
Кто предмет его
мечтаний? Ольга Ларина, соседка, с которой вместе они росли:
Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы...
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы...
Совершенно неясно, в каком возрасте они расстались.
Возможно, разлука длилась год или два. Ленский, видимо, не закончил курс,
вернулся в Россию, чтобы наследовать имение.
Он, вернувшись, влюбился. А что делает влюбленный
поэт? Пишет стихи. Какой он ее видел?
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан...
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан...
Онегин узнает о пристрастии Ленского к соседке и
напрашивается поехать к ней вместе.
Друзья в гостях – и тут появляется Татьяна. Пушкин не
придал ей никаких осязаемых черт. Но Ольгу в этой сцене он описывает с позиции
Онегина:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне (речь идет о "Мадонне с куропатками" работы Ван Дейка, Эрмитаж)
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне (речь идет о "Мадонне с куропатками" работы Ван Дейка, Эрмитаж)
На балу Онегин танцует с Ольгой, Ольга обещает ему еще
танец, Ленский взбешен, он уходит с намерением стреляться. А что произошло?
Практически ничего: предмет его поклонения выказал не Бог весть какие знаки
внимания другому. И этого другого надо проучить, ему надо показать, что честь
поэта задета и требует отмщения. Итак, дуэль, убийственный выстрел.
Онегин расстроен, Ольга тоже, но через недолгое время
она вышла замуж – и тем утешилась.
Онегин и Татьяна встречаются через сколько-то лет:
Татьяна замужем, Евгений – неженат. Его попытка сблизиться с ней провалилась:
«О, жалкий жребий мой!»
Вот вчерне общая картина. По роману было написано
либретто оперы «Евгений Онегин», музыка Петра Ильича Чайковского изумительна! Но в опере есть небольшая, можно сказать - микроскопическая
особенность - ария Ольги.
Автор текста арии – либреттист, у Пушкина таких строчек в романе
нет, Ольга
бессловесна, если не считать ее вопросов к Ленскому: «Зачем вечор так
рано скрылись?» и «Что с вами?»
Видимо, нужно было хоть как-то обозначить и
Ольгу, и ее отношения с Татьяной – они бегают
по пшеничному полю, а Ольга поет свою арию:
Я
неспособна к грусти томной,
Я не
люблю мечтать в тиши
Иль
на балконе ночью темной
Вздыхать,
вздыхать, вздыхать
Из
глубины души.
Зачем
вздыхкть, когда счастливо
Мои
дни юные текут.
Я
беззаботна и шаловлива,
Меня
ребенком все зовут.
Две
последние строчки поются в нижнем регистре, на пределе возможностей контральто,
да еще и с замедлением – явное противоречие с игривостью.
Почему Чайковский
дал Ольге такую музыкальную характеристику? Либреттист и композитор создали
такой характер, который совершенно не соответствует мироощущению Ленского. И
это понял Онегин, который сказал об Ольге: «кругла, красна лицом она как эта
глупая луна на этом глупом небосводе», чем нанес Ленскому первую рану (кстати, Ольгу в фильме играет Светлана
Немоляева, в то время круглолицая и довольно упитанная).
Светлана Немоляева в роли Ольги в фильме
«Евгений Онегин», 1958 год
Одна из
версий: композитор заранее определил, что Ольга – это Лавровская, и дал ей арию
по ее возможностям. Неизвестно, пела ли Лавровская в «Евгении Онегине». Скорее
всего, она отказалась – слишком маленькая партия, эпизод.
Вторая
версия: либреттист и композитор специально «выдали» Ольге такую музыкальную
характеристику, чтобы у слушателей не было иллюзий по поводу ее отношения к
Ленскому - «беззаботна и шаловлива».
Может
быть, обе версии верны. Уточнить не у кого.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий