четверг, 15 декабря 2016 г.

Костюмер Наполеона. Кто написал его портрет?


В музее Фогга (Гарвардский университет, Кембридж, штат Массачусетс, США) есть портрет французского комедийного актера Турнеля, известного также по его прозвищу Дублин (1761-1820). На портрете - 38-летний человек держит в левой руке свиток (надо полагать, пьесу; над его пальцем читается "Pédrille"; Педрильо - персонаж пьесы Бомарше "Женитьба Фигаро").



Аделаида Лабиль-Жиар, портрет комедийного актера Турнеля, 1799, 71х57 см,  музей Фогг, Кембридж, США

Это - успешный актер театра de la Republique, известный не только своими успехами на сцене, но и за кулисами. Дело в том, что он был выдающимся костюмером. И его талант был известен за пределами театра: в 1804 году он разработал коронационную мантию Наполеона. С 1815 года до своей кончины он - костюмер Парижской оперы.



Мастерская барона Франсуа-Паскаля-Симона Жерара,
Поясной портрет Наполеона  в коронационной одежде,  1805, Montreal Museum of Fine Arts, Канада
  

Жан-Огюст-Доминик Энгр, Наполеон на его императорском троне,
  1806, 259х162 см, Музей армии, Париж, Франция

Роскошный наряд, сделанный Турнелем, изобразили на своих картинах Энгр и Франсуа Жерар. К сожалению, оба произведения не были написаны с натуры, но еще при властвовании Наполеона, так что можно считать, что они близки к оригиналу.

Портрет Турнеля принадлежит кисти Аделаиды Лабиль-Жиар (1749-1803) - французской портретистки и миниатюристки. Где и как они познакомились, был ли это заказ или "портрет по дружбе", каким образом он оказался на аукционе Hôtel des Ventes в 1851 году, спустя полвека после его появления на свет - неизвестно. Скорее всего, у модельера не оказалось близких родственников, которые хотели бы сохранить о нем память.


Аделаида Лабиль-Жиар, автопортрет, 1774, миниатюра, акварель на слоновой кости,       10х8 см, местонахождение неизвестно 

Она родилась в Париже, в семье галантерейщика, у которого был магазин "Все для туалета". Подростком она училась миниатюрной живописи у друга семьи Франсуа-Эли Винсента, швейцарского миниатюриста. Вероятно, его связи помогли Аделаиде выставить свои работы в Академии св. Луки.

Когда ей исполнилось двадцать лет, она вышла замуж, и в брачном контракте от 25 августа 1769 года она была записана профессиональным художником Академии св. Луки*. Первый брак распался через девять лет, второй раз она вышла замуж за художника Франсуа Андре-Венсана, обладателя Римской премии 1768 года и академика Королевской Академии.

Первая выставка Аделаиды Лабиль-Жерар в Салоне Академии св. Луки состоялась в 1774 году. После закрытия в 1777 году этой Академии Аделаида начала учиться живописи у Франсуа-Андре Винсента, чтобы иметь возможность стать членом Королевской Академии (надо было представить хотя бы одну работу маслом).

Талант художницы был оценен, чему способствовал ее учитель Франсуа-Андре Винсент, который рекомендовал своим друзьям и знакомым заказать Аделаиде свои портреты. Именно это помогло ей в 1783 году стать членом Королевской Академии живописи и скульптуры.

Покровительство принцессы Мари Аделаиды, тетки Людовика XVI, принесло Лабиль-Жерар пенсию 1000 ливров и заказы на портреты самой Марии Аделаиды, ее сестры Виктории-Луизы и сестры короля Елизаветы. В 1795 году она получила право жить в Лувре и пенсию 2000 ливров.           

Лабиль-Жерар продолжала выставляться в Салоне до 1800 года. В июне 1799 года она вышла замуж за своего учителя Франсуа-Андре Винсента, после чего некоторые ее работы были подписаны "Мадам Винсент".

Точность в деталях, какое-то необыкновенное проникновение в сущность портретируемых - благодаря этим качествам ее работы были востребованы, она сама не была забыта. Портреты. выполненные Аделаидой Лабиль-Жерар сегодня можно увидеть в самых прославленных музеях мира.

*Академия св. Луки - гильдия живописцев. Ее основное отличие от Академии живописи и скульптуры в том, что в нее принимали женщин - в 1777 году в ней состояли 130 женщин.



Аделаида Лабиль-Жиар, портрет Мари Аделаиды Французской (мадам Аделаиды), тетки короля Людовика XVI, покровительницы Аделаиды Лабиль-Жиар, 1786,  73х59 см, Версаль, Париж, Франция



Аделаида Лабиль-Жиар, Портрет мадам Аделаиды, 1787, 271х194 см, Версаль, Париж, Франция


 Аделаида Лабиль-Жиар, автопортрет с двумя ученицами, 1785,83х60 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США




Комментариев нет:

Отправить комментарий