четверг, 15 декабря 2016 г.
Костюмер Наполеона. Кто написал его портрет?
В музее Фогга (Гарвардский университет, Кембридж, штат Массачусетс,
США) есть портрет французского комедийного актера Турнеля, известного также по
его прозвищу Дублин (1761-1820). На портрете - 38-летний человек держит в левой
руке свиток (надо полагать, пьесу; над его пальцем читается "Pédrille";
Педрильо - персонаж пьесы Бомарше "Женитьба Фигаро").
Аделаида
Лабиль-Жиар, портрет комедийного актера
Турнеля, 1799, 71х57 см, музей Фогг,
Кембридж, США
Это - успешный актер театра de la Republique, известный не только своими
успехами на сцене, но и за кулисами. Дело в том, что он был выдающимся
костюмером. И его талант был известен за пределами театра: в 1804 году он
разработал коронационную мантию Наполеона. С 1815 года до своей кончины он -
костюмер Парижской оперы.
Мастерская
барона Франсуа-Паскаля-Симона Жерара,
Поясной портрет Наполеона в коронационной одежде, 1805,
Montreal Museum of Fine Arts, Канада
Жан-Огюст-Доминик
Энгр, Наполеон на его императорском троне,
1806, 259х162 см, Музей армии, Париж, Франция
Роскошный наряд, сделанный Турнелем, изобразили на своих картинах
Энгр и Франсуа Жерар. К сожалению, оба произведения не были написаны с натуры,
но еще при властвовании Наполеона, так что можно считать, что они близки к
оригиналу.
Портрет Турнеля принадлежит кисти Аделаиды Лабиль-Жиар (1749-1803)
- французской портретистки и миниатюристки. Где и как они познакомились, был ли
это заказ или "портрет по дружбе", каким образом он оказался на
аукционе Hôtel des Ventes в 1851 году, спустя полвека после его появления на
свет - неизвестно. Скорее всего, у модельера не оказалось близких
родственников, которые хотели бы сохранить о нем память.
Аделаида Лабиль-Жиар, автопортрет,
1774, миниатюра, акварель на слоновой кости, 10х8 см, местонахождение
неизвестно
Она родилась в Париже, в семье галантерейщика, у которого был
магазин "Все для туалета". Подростком она училась миниатюрной
живописи у друга семьи Франсуа-Эли Винсента, швейцарского миниатюриста.
Вероятно, его связи помогли Аделаиде выставить свои работы в Академии св. Луки.
Когда ей исполнилось двадцать лет, она вышла замуж, и в брачном
контракте от 25 августа 1769 года она была записана профессиональным художником
Академии св. Луки*. Первый брак распался через девять лет, второй раз она вышла
замуж за художника Франсуа Андре-Венсана, обладателя Римской премии 1768 года и
академика Королевской Академии.
Первая выставка Аделаиды Лабиль-Жерар в Салоне Академии св. Луки
состоялась в 1774 году. После закрытия в 1777 году этой Академии Аделаида
начала учиться живописи у Франсуа-Андре Винсента, чтобы иметь возможность стать
членом Королевской Академии (надо было представить хотя бы одну работу маслом).
Талант художницы был оценен, чему способствовал ее учитель
Франсуа-Андре Винсент, который рекомендовал своим друзьям и знакомым заказать
Аделаиде свои портреты. Именно это помогло ей в 1783 году стать членом
Королевской Академии живописи и скульптуры.
Покровительство принцессы Мари Аделаиды, тетки Людовика XVI,
принесло Лабиль-Жерар пенсию 1000 ливров и заказы на портреты самой Марии
Аделаиды, ее сестры Виктории-Луизы и сестры короля Елизаветы. В 1795 году она
получила право жить в Лувре и пенсию 2000 ливров.
Лабиль-Жерар продолжала выставляться
в Салоне до 1800 года. В июне 1799 года она вышла замуж за своего учителя
Франсуа-Андре Винсента, после чего некоторые ее работы были подписаны
"Мадам Винсент".
Точность в деталях, какое-то необыкновенное проникновение в
сущность портретируемых - благодаря этим качествам ее работы были востребованы,
она сама не была забыта. Портреты. выполненные Аделаидой Лабиль-Жерар сегодня
можно увидеть в самых прославленных музеях мира.
*Академия св. Луки - гильдия живописцев. Ее основное отличие от
Академии живописи и скульптуры в том, что в нее принимали женщин - в 1777 году
в ней состояли 130 женщин.
Аделаида Лабиль-Жиар, портрет Мари
Аделаиды Французской (мадам Аделаиды), тетки короля Людовика XVI, покровительницы
Аделаиды Лабиль-Жиар, 1786, 73х59 см,
Версаль, Париж, Франция
Аделаида Лабиль-Жиар, Портрет мадам
Аделаиды, 1787, 271х194 см, Версаль, Париж, Франция
Аделаида Лабиль-Жиар, автопортрет с
двумя ученицами, 1785,83х60 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий