четверг, 10 декабря 2015 г.
Эдуард Рихтер, «Визит к роженице». А где новорожденный?
Эдуард Рихтер (Eduard Richter, 1844-1913) – французский
художник-жанрист, ориенталист. Родился от матери-голландки, начал учиться
живописи в Академии изящных искусств в Гааге, после этого переехал в Антверпен.
Продолжил свое образование в Школе изящных искусств в Париже. В 1866 году
впервые участвовал в Салоне в Париже. В 1883 году становится членом «Салона французских художников». Был очень
популярен.
Эдуард Рихтер, Визит к роженице, 1874, 106х80 см, частное собрание
Его картина «Визит к роженице»
восходит к его нидерландским корням. Тема посещения роженицы была достаточно
распространена в живописи XVII века. Автор как бы повторяет сюжет. Три дамы в
роскошном интерьере с видом на море: чайки, парусники на горизонте. Одна со
счастливым лицом стоит с миской в руках, что-то в ней помешивает. Вторая,
изящно изогнувшись, стоит спиной к зрителю, обнимая виновницу визита. Третья, в
черном платьи, сидит вполоборота, в ее левой руке веер.
Дом – богатейший: высокие потолки,
высокое и широкое окно с широким подоконником, на котором стоит бинокль, на
стене – картина в резной раме, обшитые гобеленами кресла, обои с китайским
рисунком. На главной героине – довольно простенький цветастый халат, но в
китайском стиле, с широченными рукавами и кружевными манжетами. Из-под халата
видна белоснежная юбка с множеством оборок. Ее белокурые волосы заплетены в
косу и уложены в виде короны.
Эдуард Рихтер, Визит к роженице, фрагмент «Платья»
Эдуард Рихтер, Визит к роженице, фрагмент «Платья»
Эдуард Рихтер, Визит к роженице, фрагмент «Платье»
Эдуард Рихтер, Визит к роженице, фрагмент «Прически и шляпки»
В отличие от хозяйки, гостьи одеты
по-парадному. На одной – шляпка с перьями, черный жилет, под который надета
кофточка с кружевной отделкой рукавов, громадная шаль вокруг торса, юбка цвета
морской волны с воланами. На другой – шляпка с цветами, черное платье из
прозрачной ткани, на нем ярким пятном – вышитые цветы. Из-под платья
выглядывает изящная ножка в изящной туфельке.
Эдуард Рихтер, Визит к роженице, фрагмент «Туфелька и цветы»
Такая милая и безмятежная сценка. У
нее два недостатка: первый - ни следа от младенца, второй – ни следа от
мужчины. Хотя, казалось бы, ребенок должен был быть обозначен хотя бы видимым
намеком, а мужчина должен был бы приветствовать подруг жены. Почему этого нет
на картине? В чем разгадка такой загадки? Может быть, зритель просто их не
видит, и надо присмотреться к картине?
Надо сказать, что полотно
немаленькое: 106х80 см. Детали выписаны очень тщательно (складочки, рюшечки,
рисунок на обоях и на стульях). Так где же собака зарыта? Мы начинаем
обшаривать взглядом картину и приближаемся к раскрытию идеи: это не собака
зарыта, это кошка. Кошка с котятами. И светские дамы пришли навестить именно их!
Эдуард Рихтер, Визит к роженице, фрагмент «Кошка с котятами»
Хозяйка принесла роженице поесть в
миске, размешивает что-то. А кошка уже готова, стоит в позе просителя. Видны и
котята – они уже не маленькие, им (приблизительно) месяц.
Не очень понятно движение сидящей
дамы: она куда-то подалась с веером и остановилась. Но это и неважно. Визит
состоялся, хозяйку поздравили, сейчас посмотрят на то, как поест кошка,
пообедают котята, и займутся уже чисто женскими делами.
Мастерство художника достойно тех медалей,
которые он получал на выставках, и полученной им популярности. А эта картина
как бы пародия на голландские картины семнадцатого века.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий