пятница, 31 июля 2015 г.

Ян Стен, «День принца». Что празднуем?


«День принца! Этот популярный праздник праздновали день рождения (14 ноября 1650) принца Вильгельма III Оранского-Нассау. Как это делалось, объясняется на листе бумаги на полу в средине переднего плана. Текст гласит: «За здоровье Нассау немолодой человек с радостью поднимает  в одной руке рапиру, а в другойстакан." Это, несомненно, повысит настроение; гуляки не обращают внимание на портрет, с которого принц наблюдает за происходящим» (текст, сопровождающий картину на сайте музея)

Сегодня, после столетий, отделяющих нас от событий тех лет, невозможно сказать, любил народ своего правителя или нет. Несомненно одно – принц Оранский был яростным противником католичества, которое принесло Нидерландам огромное количество бедствий (самым безжалостным борцом против ересей был испанский герцог Альба).  Это был, видимо, невероятно талантливый человек: несмотря на молодость (22 года) был назначен штатгальтером Нидерландов и исполнял эту должность до самой смерти в 1702 году, в 39 лет стал королем Англии и Шотландии. Как пишут историки, он заложил основы политической и хозяйственной системы страны.

Первый вопрос: где это происходит? Похоже, это дом деревенского старосты, который организовал праздник и по указанию, и на деньги, выделенные казной. Празднуют с размахом: за окном – солнечный день (солнце пробивается через окно), а публика не на работе. Вероятно, пируют в воскресенье.


Ян Стен, День принца, 48х65 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

(Есть деталь, которая говорит о том, что помещение постоянно используется для собраний – колокольчик под потолком.)


Ян Стен, День принца, фрагмент «Колокольчик под потолком»


Ян Стен, День принца, фрагмент «Солнечный свет на оконном проеме и лестница на антресоль»

Дом немаленький, на пиршество собрались человек двадцать. Скорее всего, это самые зажиточные люди деревни. На заднем плане виден альков с занавесками. Над альковом, под самым потолком – портрет именинника, принца Оранского. Слева видно лестницу, которая ведет на антресоль.

Кто пирует? Крестьяне: незатейливые костюмы, нет оружия (если не считать рапиры, как она названа в пояснении к картине).


Ян Стен, День принца, фрагмент «Портрет принца»

На деревянном, выстланном широкими плахами полу слева – стол, вокруг которого расположились семеро: один, с бумагой в руке, уткнулся в нее носом (у него никудышное зрение), вчитывается в текст. Скорее всего, это – письмоводитель у старосты. Сидит он, видимо, в хозяйском кресле, но это только сегодня и по случаю праздника.

Хозяин – чуть правее, у него фасонные усы, бородка клинышком и черная широкополая шляпа и благодушное лицо (выпил, расслабился).

Против чтеца на стуле – внимательный слушатель с острыми чертами лица и в фасонной шляпе. Его неподдельный интерес настолько велик, что ему нет никакого дела до происходящего. Почему? Да потому что любая бумага от правителя – почти всегда вестник новых поборов: налоги, поставки продовольствия, постой для солдат...



Ян Стен, День принца, фрагмент «Флирт и политика»

А слева – флиртующая парочка, ей и дела нет до того, что происходит вокруг.
В центре картины – женщина в черном платьи с белым воротничком. Рядом с ней – ребенок лет 5-6. Скорее всего, это – хозяйка дома и ее отпрыск.


Ян Стен, День принца, фрагмент «Девочка со стулом»

Другие женщины (не считая служанки, которая стоит спиной к зрителю) далеко не молодые. Они – своего рода элита деревни, жены состоятельных крестьян.

Закуска и выпивка не богатые, но и не бедные: на центральном столе окорок, вино в кувшинах (один стоит на полу справа, другой на левом столе на втором плане).


Ян Стен, День принца, фрагмент «Окорок»

Здесь же, за столом два участника пиршества заключают сделку или держат пари - легкое подпитие не мешает делать дела.


Народ пирует, наслаждается моментом. Что-то будет завтра... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий