четверг, 30 апреля 2015 г.

Регата и ведута: кто их соединил?


Известно, что регата – гонки на воде, а ведута – картина, рисунок или гравюра с детальным изображением повседневного городского пейзажа. Соединил эти понятия итальянский художник Джованни Антонио Каналь (1697-1768). И прозвали его Каналетто. Первое ощущение – прозвище от слова «канал», потому что он писал Венецию с ее каналами и регатами. Но, видимо,это все-таки происходит от его фамилии. Хотя, может быть, и фамилия связана с каналами.

Портрет Каналетто

Висенти, портрет Каналетто, Британский музей, Лондон

Джованни родился в Венеции, учился у своего отца – театрального художника, побывал в Риме у Джованни Паоло Панини. У Паннини он увидел городские пейзажи, после чего и начал писать свои виды Венеции.

Пейзажи Каналетто отличаются необычайной скрупулезностью. Казалось бы, можно было что-то округлить, огрубить, замазать, положить мазок пошире и потолще. Его пейзажи можно изучать часами, открывая новые и новые подробности.

Можно провести параллель между картинами Каналетто и картинами художников 17 века - авторов цветочных букетов. Смотришь издали – букет. Подходишь ближе – видишь бабочек. Еще ближе – мух. Еще ближе – блох. Кажется, что художник может изобразить микроб! Можно назвать это «эффектом блохи».

На полотнах Каналетто подробности необычайно ценны тем, что они доносят до нас вещи «из прошлого времени». Что  им двигало? Скорее всего, любовь к Венеции, к ее необычной атмосфере, к ее красоте, к пышности ее праздников.

К наиболее «пышным» его работам относится «Венеция, канал Сан Марко в день Вознесения».

На картине Каналетто - канал Сан Марко в день Вознесения, Венеция


Каналетто, «Венеция, канал Сан Марко в день Вознесения», 1740, 122х183 см, Национальная галерея, Лондон, Англия

На картине справа – дворец дожей (в нем когда-то располагались государственные учреждения Венецианской республики, в том числе тюрьма, и жилые покои дожей). Против дворца на воде – галера дожа (у нее есть собственное имя – Бучинторо (Bucintoro)).

На фрагменте - гондола дожа Венеции

Каналетто, «Венеция, канал Сан Марко в день Вознесения», фрагмент «Гондола дожа»

На этой галере (168 гребцов и 40 надсмотрщиков) дож отправлялся обручаться с морем. Длина корабля – 35 метров, ширина 8 метров. Это был двухпалубный дворец, в салоне которого можно было посадить 90 человек. На корме размещался трон дожа, нос корабля украшала фигура Юстиции с мечом и весами.

Галера была богато украшена резьбой, позолотой, облицована бархатом с бахромой и кистями, резным хрусталем, венецианскими зеркалами...

Буксировали галеру лодки с лодочниками, одетыми в богатые венецианские костюмы с разноцветными поясами и в шляпах.

Во время дня Вознесения проводится регата Вогалонга (это одна из нескольких венецианских регат), длина трассы которой – 30 км.

 На снимке - фигура "Юстиция", которая находилась на носу гондолы венецианского дожа

 Юстиция на носу гондолы венецианского дожа. Фото Andrew Balet

Фракгмент картины Каналетто "Венеция, канал Свн.Марко в день вознесения", на фрагменте - нос гондолы дожа Венеции.

Каналетто, «Венеция, канал Сан Марко в день Вознесения»,  Фрагмент «Нос гондолы дожа»

Здесь же есть и другие суда, помельче, с кабинками для тех, кто побогаче, с зонтиками – для тех, кто победнее.

На фрагменте  - зрители на гондолах наблюдают за выходом гондолы дожа

Каналетто, «Венеция, канал Сан Марко в день Вознесения»,  Фрагмент «Зрители»

На фрагменте - болельщики, наблюдающие за происходящим

Каналетто, «Венеция, канал Сан Марко в день Вознесения»,  Фрагмент «Болельщики"

На фрагменте - участники регаты на маленьких лодках

Каналетто, «Венеция, канал Сан Марко в день Вознесения»,  Фрагмент «Участники гонки"

Таких полотен было довольно много, картины охотно покупали европейцы.  И среди водных пейзажей есть бытовой под названием «The Stonemason's Yard».


На картине - венецианский городской пейзаж

Каналетто, Двор каменщиков (The Stonemason's Yard,(официальное название «Площадь собора св. Духа и милосердноий Богоматери»  (Campo S. Vidal and Santa Maria della Carità)), 1725, 124х163 см, Национальная галерея, Лондон, Англия

На переднем плане работают каменотесы.

На фрагменте - рабочие обрабатывают глыбы камня

Каналетто, Двор каменщиков, Фрагмент «Каменотесы»

На заднем плане  в трехэтажном бедняцком доме с облупившейся штукатуркой, стоящем у воды, видно развешенное в окне белье, рядом – женщина гуляет с ребенком, еще одна – спускается к воде. Где-то топится камин – готовят еду (дымок идет из средней трубы).

На фрагменте - дом на берегу реки, видны люди, занимающиеся своими делами

Каналетто, Двор каменщиков, Фрагмент «Дом у воды»

В 1746 году Каналетто уезжает в Лондон. Какие мотивы двигали художником – неясно.  Пишут, что он хотел быть ближе к своим клиентам (или клиенткам). Но может быть, что он просто хотел набраться новых впечатлений, увидеть мир. В Лондоне Каналетто продолжает писать пейзажи.

На иллюстрации - картина Каналетто "Колледж Итон"

Каналетто, Колледж Итон, 1754, 62x108 см, Национальная галерея, Лондон, Англия

Он продолжал  в своейственной ему скрупулезной манере. На картине «Колледж Итон» он дотошно воспроизвел здание капеллы (нет сомнения, что все остальные детали донесены до зрителя с максимальной достоверностью). Это видно при сравнении его полотна и гравюры Логгана (1690 год).

Гравюра с изображением колледжа Итон

Логган, Капелла колледжа Итон, 1690, Национальная галерея, Лондон, Англия

Каналетто во время написания картины располагался справа за рекой, показанной на заднем плане.

На фрагменте - вид капеллы колледжа Итон

Каналетто, колледж Итон, фрагмент «Капелла колледжа»

На этом же полотне – семейство на отдыхе.

На фрагменте - родители и дети на берегу реки


Каналетто, колледж Итон, фрагмент «Семейство на отдыхе»

Здесь же – прогулка на лодке

На фрагменте - лодка с пассажирами на воде


Каналетто, колледж Итон, фрагмент «Прогулка на лодке»

Историки пишут, что в Англии художник стал повторяться, что уровень его живописи снизился. Может быть, к этому были естественные причины, например, потеря остроты зрения. Это могла быть и тоска по Италии – из тепла Венеции да в холод Лондона.

Каналетто вернулся в Венецию через 9 лет. В 1763 году его избирают в Венецианскую академию художеств.

Каналетто умер в 1768 году. Его произведения – это исторические свидетельства, это регаты и дворцы, это – соединение регаты и ведуты.



Комментариев нет:

Отправить комментарий