суббота, 21 февраля 2015 г.

Художник Хуан Сала. Забытый?


Хуан Сала Габриэль (Juan SALA GABRIEL) родился в 1869 году в Барселоне, умер в 1918 году в Париже. Учился в Барселоне, побывал в Италии, осел в Париже. С 1893 выставлялся в Париже каждый год, получил бронзовую медаль на Всемирной выставке 1900 года. Его картины до сих пор продаются на различных аукционах, оседая в частных коллекциях. Самые разные по технике, по сюжетам, по драматизму.


Хуан Села, «Любящая мать», частная коллекция

«Любящая мать». Напряженный взгляд, ребенок крепко прижат к груди. В широко раскрытых глазах тревога: может быть, ребенок болен и болен тяжело? (Нет датировки. Может быть, это портрет его жены Фернанды Каролины с дочерью?)


Хуан Сала, Возвращение с рынка, 178х128 см, частная коллекция

«Возвращение с рынка». Поздняя осень, холодно. Легкий морозец подрумянил щеки. Усталая женщина возвращается с рынка. На руках – младшенькая, за руку держится еще одна, впереди – сын. В ее руке – кошелка с продуктами. Мальчик держит подмышкой еще одну кошелку. Продавец справа показывает ему что-то, пытаясь соблазнить на покупку. Мальчик смотрит на него искоса, ему очень хочется, но он понимает, что мама ничего не может ему купить. У женщины – потухший от тяжелой жизни взгляд.


Хуан Сала, У витрины 50 x 61 cm, частная коллекция

«У витрины». Витрина с дамским товаром. Что именно продают – не очень понятно, какие-то дамские штучки. Старичок лицом к зрителю, молодая женщина лицом к витрине. Как бы нет прямой связи между персонажами, но кажется, что это – любовники. И ей бы что-то хотелось, но старичок непреклонен, его поза так и кричит: «Не допросишься!»


Хуан Сала, «Момент», частная коллекция

«Момент». За стеклянной дверью – танцы, какой-то бал. А здесь, зимнем саду двое. Ее перчатки и расческа – на стуле, она вышла якобы поправить прическу. А тут – он! Да такой настойчивый! И нескромный, если не сказать – нахальный! Обхватил за талию, целует грудь... Однако это так приятно! Что-то будет после бала?


Хуан Сала, Кокетка, 1912, 130х181, частная коллекция

«Кокетка». Столик с гранатами и виноградом, диван с невообразимым количеством подушек, и она. Почему-то в черных прозрачных чулках, хотя верхняя половина обнажена. Ее закрывает атласное покрывало темносинего цвета, который подчеркивает роскошную белизну открытых частей тела. Улыбка настолько недвусмысленна, что возникает вопрос к тому, на которого она обращена (улыбка): «Ну, что же ты? Ну, где же ты?».
Кажется, что эти картины – «Момент» и «Кокетка» - из одной серии, «Кокетка» продолжает «Момент».


Хуан Сала, Послеобеденное чаепитие, 53х75 см, частная коллекция

«Послеобеденное чаепитие». Конец лета, листва на деревьях отдает золотом, но жизнь прекрасна! Очаровательные дамы собрались на террасе, сейчас будут пить чай. Как они милы! Какие у них шляпки и прически!


Хуан Сала, Чаепитие в Париже, фрагмент «Шляпки и прически»

А какие платья!


Хуан Сала, Чаепитие в Париже, фрагмент «Платья»

Хуан Сала был почти забыт, но его внук знал, что на стенах парижского особняка, в котором он жил, висели картины его деда. Его мать – дочь художника – практически не помнила отца и ничего не могла о нем рассказать любопытному внуку. В этом же особняке он обнаружил старые документы и начал искать людей, которые могли бы восстановить жизненный путь деда.

Таким человеком оказалась Мирель да Лясус (Mireille de Lassus). Она связалась с музеями и коллекционерами, написала биографию Хуана. В 2009 году она выпустила каталог картин Хуана Села Габриеэль – как памятник воскресшему из забытья художнику.

Комментариев нет:

Отправить комментарий