четверг, 11 сентября 2014 г.

Питер де Хох, "У бельевого шкафа"

 «Питер де Хох переехал из Дельфта в Амстердам 15 апреля 1661 года, когда одна из его дочерей была окрещена в Вестеркерк. В годы жизни в Амстердаме его интерьеры становятся богаче, и усложняется их композиция.»

 «Его техника становится намного грубее, и его поздние картины часто содержат небрежно написанные фигуры и резкие цветовые переходы. Тем не менее, в этой картине, написанной в первые годы его жизни в Амстердаме, де Хох переносит тонкую технику своих дельфтских картин в роскошный амстердамский интерьер.

 (Из текста, сопровождающего картину в государственном музее в Амстердаме)


Pieter de Hooch, At the Linen Closet, Питер де Хох, У бельевого шкафа, 1665, 72 x 77 см, Rijksmuseum, Амстердам, Нидерланды

Солнечный день. Большая комната, дверь  в прихожую  и на улицу, лестница на второй этаж. В дверном проеме видно канал и дом напротив.


Питер де Хох, У бельевого шкафа, фрагмент «Вид через улицу и лестница наверх»

Над окном и над дверью в прихожую – картины, одна из них – в золоченой раме. Перед картиной – копия статуи «Персей с головой Горгоны».


Питер де Хох, У бельевого шкафа, фрагмент «Персей с головой Горгоны и картина»

Слева – шкаф, на который падает свет из окна, оставшегося за рамкой картины. В   центре – корзина для белья и деревянный лоток, в котором прачки носят белье. С края корзины свешивается грязная простыня.


Питер де Хох, У бельевого шкафа, фрагмент «Шкаф»

Перед шкафом – пожилая женщина в черном чепчике и черном жакете. Она вынимает чистые простыни и укладывает их на руки помощнице. Помощница – молодая особа, на которой одежда переливается почти всеми цветами радуги: темнозеленая юбка, яркожелтая тряпка вокруг талии, малиновый жакет, белая блузка.


Питер де Хох, У бельевого шкафа, фрагмент «Платье служанки»

В дверном проеме стоит девочка, у нее в руках клюшка, которой она гоняет мяч.


Питер де Хох, У бельевого шкафа, фрагмент «Девочка играет в гольф»

Картина статична, в ней нет бурных страстей, драма совершенно не видна, а уж трагедия – тем более. Но присутствует и то, и другое.

Начнем с того, что хозяйка у шкафа по возрасту – бабушка девочки. Где родители? Умерли? Погибли? Бабушка в черном одеянии – траур для нее еще не кончился.

Обстановка дома – весьма скромная. Исключение – копия скульптуры «Персей с головой Горгоны» работы итальянского скульптора Бенвенуто Челлини. Дата ее создания – 1545 год, высота оригинала – пять с половиной метров. Владелец копии был в Италии, откуда и привез ее в Нидерланды. Это был как минимум любитель искусства, как максимум – коллекционер и несомненно, очень богатый человека. Он мог позволить себе заказать копию шедевра. Вероятно, был и большой и красивый дом.

Картины, статуэтка, китайские чаши на шкафу – все, что уцелело. Очень много пришлось продать. Сейчас бабушка и внучка живут на остатки былого богатства. Сама бабушка могла бы выйти замуж, но шансов обрести супруга у нее почти нет: мужчины выбиты войнами.
Что это за дом, в котором происходит действие? Скорее всего, это бегинаж – место жительства бегинок (вроде общежития), полумонашеский орден которых опекает бабушку и других, оставшихся в одиночестве с небольшим достатком (или без него) женщин, чтобы не оставлять их один на один с разного рода трудностями. Вероятно, она в этом доме выполняет обязанности кастелянши, заведует бельем для его обитательниц (поэтому у нее большая стопка белья – 8 простыней, и грязные простыни собираются в корзину для стирки).

Очень может быть, что и служанка – жилица этого большого дома (по меньшей мере – двухэтажного). Может быть, и нет: она хорошо одета, в ее ушах жемчужные серьги – признак, по крайней мере, небедности. Может быть, она – из добровольных помощниц, поддерживающих обитательниц бегинажа.


Питер де Хох, У бельевого шкафа, фрагмент «Платье хозяйки»


Женщины возле бельевого шкафа укладывают простыни. В бегинаже – день смены белья...

Комментариев нет:

Отправить комментарий