четверг, 11 сентября 2014 г.
Питер де Хох, "У бельевого шкафа"
«Питер де Хох
переехал из Дельфта в Амстердам 15 апреля 1661 года, когда одна из его дочерей
была окрещена в Вестеркерк. В годы жизни в Амстердаме его интерьеры становятся
богаче, и усложняется их композиция.»
«Его техника
становится намного грубее, и его поздние картины часто содержат небрежно
написанные фигуры и резкие цветовые переходы. Тем не менее, в этой картине,
написанной в первые годы его жизни в Амстердаме, де Хох переносит тонкую технику
своих дельфтских картин в роскошный амстердамский интерьер.
(Из текста,
сопровождающего картину в государственном музее в Амстердаме)
Pieter de Hooch, At the Linen Closet, Питер де Хох, У бельевого
шкафа, 1665, 72 x
77 см, Rijksmuseum,
Амстердам, Нидерланды
Солнечный день. Большая комната, дверь в прихожую
и на улицу, лестница на второй этаж. В дверном проеме видно канал и дом
напротив.
Питер де Хох, У бельевого
шкафа, фрагмент «Вид через улицу и лестница наверх»
Над окном и над дверью в прихожую – картины, одна из них – в
золоченой раме. Перед картиной – копия статуи «Персей с головой Горгоны».
Питер де Хох, У бельевого
шкафа, фрагмент «Персей с головой Горгоны и картина»
Слева – шкаф, на который падает свет из окна, оставшегося за
рамкой картины. В центре – корзина для белья и деревянный лоток,
в котором прачки носят белье. С края корзины свешивается грязная простыня.
Питер де Хох, У бельевого
шкафа, фрагмент «Шкаф»
Перед шкафом – пожилая женщина в черном чепчике и черном
жакете. Она вынимает чистые простыни и укладывает их на руки помощнице. Помощница
– молодая особа, на которой одежда переливается почти всеми цветами радуги:
темнозеленая юбка, яркожелтая тряпка вокруг талии, малиновый жакет, белая
блузка.
Питер де Хох, У бельевого
шкафа, фрагмент «Платье служанки»
В дверном проеме стоит девочка, у нее в руках клюшка,
которой она гоняет мяч.
Питер де Хох, У бельевого
шкафа, фрагмент «Девочка играет в гольф»
Картина статична, в ней нет бурных страстей, драма
совершенно не видна, а уж трагедия – тем более. Но присутствует и то, и другое.
Начнем с того, что хозяйка у шкафа по возрасту – бабушка
девочки. Где родители? Умерли? Погибли? Бабушка в черном одеянии – траур для
нее еще не кончился.
Обстановка дома – весьма скромная. Исключение – копия
скульптуры «Персей с головой Горгоны» работы итальянского скульптора Бенвенуто
Челлини. Дата ее создания – 1545 год, высота оригинала – пять с половиной
метров. Владелец копии был в Италии, откуда и привез ее в Нидерланды. Это был
как минимум любитель искусства, как максимум – коллекционер и несомненно, очень
богатый человека. Он мог позволить себе заказать копию шедевра. Вероятно, был и
большой и красивый дом.
Картины, статуэтка, китайские чаши на шкафу – все, что
уцелело. Очень много пришлось продать. Сейчас бабушка и внучка живут на остатки
былого богатства. Сама бабушка могла бы выйти замуж, но шансов обрести супруга
у нее почти нет: мужчины выбиты войнами.
Что это за дом, в котором происходит действие? Скорее всего,
это бегинаж – место жительства бегинок (вроде общежития), полумонашеский орден
которых опекает бабушку и других, оставшихся в одиночестве с небольшим
достатком (или без него) женщин, чтобы не оставлять их один на один с разного
рода трудностями. Вероятно, она в этом доме выполняет обязанности кастелянши, заведует
бельем для его обитательниц (поэтому у нее большая стопка белья – 8 простыней,
и грязные простыни собираются в корзину для стирки).
Очень может быть, что и служанка – жилица этого большого
дома (по меньшей мере – двухэтажного). Может быть, и нет: она хорошо одета, в
ее ушах жемчужные серьги – признак, по крайней мере, небедности. Может быть,
она – из добровольных помощниц, поддерживающих обитательниц бегинажа.
Питер де Хох, У бельевого
шкафа, фрагмент «Платье хозяйки»
Женщины возле бельевого шкафа укладывают простыни. В
бегинаже – день смены белья...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий