среда, 29 марта 2017 г.
Подкова. Зачем она нужна?
Черноглазая казачка подковала мне
коня...
Илья Сельвинский
Знаменитая песня! Ее изумительно исполняли Тамара Синявская и
Муслим Магомаев! И невероятно содержательная: здесь и романтика внебрачных
отношений (правда, несостоявшихся - "Что за бестолочь такая, у меня ж
другая есть"), и лихость казака ("Катя, Катя высекают мне
подковы скакуна"). Но, пожалуй, самая информативная строка - первая,
приведенная в эпиграфе. Казачка - действие происходит в казачьей
станице. Подковала мне коня - у коня отвалилась подкова. Казачка
подковала - в станице не осталось кузнеца, потому что все мужчины на
фронте. И последнее - у казачки должна быть недюжинная сила, и она подковывает
коня не в первый раз.
Еще относительно недавно - лет шестьдесят тому назад гужевой
транспорт был жив, проще было найти извозчика для перевозки дров или угля, чем
автомобиль (лошадей еще можно было держать в городе и были они в частных
руках).
Сегодня увидеть лошадь на улице города - событие. Чаще всего они
используются турбизнесом, обслуживая любопытных и склонных к экзотике
путешественников. А уж увидеть процесс ковки лошадей - практически невозможно,
разве что на специальных конюшнях или (может быть) на ипподромах.
Ходовая часть лошади - ноги с громадным роговым наростом, который
называется копытом. Если лошадь на воле, ей не нужна "обувь", то, что
называется подковой. Если лошадь в неволе, от несвойственной природе нагрузки
копыта быстро истираются, как следствие, от лошади уже нет почти никакой отдачи
(или совсем никакой).
Лошадиное копыто
Для того, чтобы обуть лошадь, нужно (естественно, кроме самой
лошади): станок, подковы, гвозди и мастера, который может поставить лошадь в
станок и закрепить подковы на копытах.
Подкова и
гвозди
Подковные
гвозди - ухнали
Зимняя
подкова (в центре)
Зачем нужны разные подковы? Прежде всего, потому что у лошадей разная
служба: лошадь может быть гужевой или упряжной (ее запрягают в телегу для
перевозки грузов или в коляску для прогулок), или верховой - прогулочной или
скаковой. Лошадь может использоваться летом (одни подковы) и зимой (другие подковы): зимние подковы - с
шипами, летние - гладкие.
Кузница для лошадей в Антверпене,
XIX век
Кузница для лошадей в Антверпене,
XIX век
Станок для ковки лошадей
Лошадь заводят в станок и закрывают сзади цепью. Горизонтальная
перекладина нужна для фиксации задних ног: ногу подводят снизу и притягивают
ремнями. Наклонные брусья используются для ковки передних ног. Умельцы
обходятся без станка: ставят ногу лошади на свое колено.
Кузнец во время перековки снимает старую подкову
(откусывает загнутые ухнали и вытаскивает их из копыта), при установке новой
подковы он может подрезать копыто, а головки гвоздей обязательно должны войти в
паз на подкове. Надо полагать, что этот процесс требует и навыка, и немаленькой
физической силы, так что казачка, которая подковала коня, была мощной женщиной.
Чаще всего перековывают лошадь после утери подковы. Почему родилось
поверье "Найти подкову - к
удаче" совершенно неясно. Но народ в это верит непоколебимо, и прибивает
найденные подковы к входному косяку.
Понятно, что на всех утерянных подков не хватит. Умельцы выпускают
для желающих получить таким образом успешную жизнь разнообразные
"художественные" подковы.
Вот и получается: подкова нужна и прагматикам, которые пользуются
лошадьми, и романтикам, которые верят, что подкова приносит удачу...
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий